Авиация А-60

27 июня 2011





советская/российская экспериментальная летающая лаборатория, носитель лазерного оружия на базе самолета Ил-76МД. Предназначена для исследования распространения лазерных лучей в верхних слоях атмосферы, а в дальнейшем для подавления разведки противника.

Работы по изделию «1А» проводились с середины 1970-х годов на производственно-технической базе ОКБ Бериева и завода им. Г. Димитрова в Таганроге, основным партнером было ЦКБ «Алмаз» во главе с Б. В. Бункиным.

В целях размещения лазерной системы базовая конструкция Ил-76 претерпела некоторые серьёзные изменения:

  • В носовой части вместо штатного метеорадара установлен обтекатель со специальной аппаратурой.
  • Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, скрывавшими башенку с основным лазером.
  • По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы энергосистемы для работы специального комплекса.
  • По бокам носовой части были установлены турбогенераторы, как на Ил-76ПП.
  • Убраны кормовые створки грузового отсека, рампу пришлось оставить как несущий элемент фюзеляжа.
  • Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, оптическую головку лазера сделали убирающейся.

Первый полёт летающая лаборатория «1А» совершила 19 августа 1981 года, второй самолёт «1А2» — 29 августа 1991 года. Первая машина «1А» по некоторым сведениям сгорела в 1989 году на аэродроме Чкаловский, вторая — «1А2» используется по настоящее время как транспортный самолёт. Работы на летающей лаборатории «1А2» по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем продолжаются по настоящее время. Главным конструктором — заместителем Генерального конструктора ТАНТК по этой теме является Н. А. Степанов.

Есть информация о третьем Ил-76 в Таганроге, который поддерживается в работоспособном состоянии.

А-60 представляет из себя авиационный вариант носителя мегаваттного лазера, планировавшегося к выведению в космос как 17Ф19Д «Скиф-Д».

Работы по проекту продолжаются. Главным конструктором «изделия 1А» был назначен Н. А. Степанов.

В 2010 году появилась новая информация о продолжении работ над военной авиационной лазерной системой.

Фото А-60 RA-86879



Просмотров: 890


<<< А-50
А-7 (автожир) >>>