Авиация АЛ-41Ф1

08 марта 2011






«АЛ-41Ф1» — российский авиационный высокотемпературный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги «первого этапа», разработанный в НПО «Сатурн» для перспективных истребителей пятого поколения. Основан на двигателях для истребителей 4 поколения АЛ-31Ф, АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги АЛ-31ФП и не вошедшим в серию двигателе для истребителей пятого поколения АЛ-41Ф, созданным для проекта МиГ 1.44.

Варианты

  • «АЛ-41Ф1» — для многоцелевого истребителя пятого поколения ПАК ФА
  • «АЛ-41Ф1С» — для многоцелевого истребителя поколения 4++ Су-35С

АЛ-41Ф1

В отличие от реактивных двигателей прошлого поколения, несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, «АЛ-41Ф1» на 80 % состоит из новых деталей. Основные из них:

  • компрессор низкого давления
  • компрессор высокого давления
  • плазменная система зажигания
  • камера сгорания
  • турбина с увеличенным до 932 мм диаметром
  • форсажная камера сгорания
  • всеракурсное управление вектором тяги, ±20° в плоскости, ±16° в любом направлении
  • цифровая АСУ с элементами распределенных параметров

Благодаря этим мерам удалось значительно повысить силу тяги, увеличить ресурс, надежность и снизить расход топлива. Впервые была реализована плазменная система зажигания, благодаря чему обеспечена возможность бескислородного запуска двигателя:

До сих пор во всех системах розжига для повышения высотности, возможности запуска ТРДД на высоте применялась кислородная подпитка. Она требовала наличия целой кислородной системы на борту и соответствующей инфраструктуры на аэродроме. При создании ПАК ФА была поставлена задача обеспечить бескислородный запуск двигателя. Плазменная система розжига установлена в основной камере сгорания и в форсажной. По словам Евгения Марчукова, ноу-хау заложено в самой форсунке с плазменной системой: в ней одновременно с подачей керосина организуется дуга плазмы. Также очень серьезное ноу-хау заложено в самих агрегатах зажигания, где нужно за короткое время подать очень высокое напряжение.

Система управления двигателя — цифровая с полной ответственностью, гидравлические агрегаты являются только исполнительными. Предусмотрен один центробежный генератор, благодаря которому, в случае отказа всей электроники, двигатель, работая на пониженном режиме, позволит вернуть самолет на базу.

Перед первым полетом ПАК ФА двигатели «АЛ-41Ф1» прошли летные испытания на летающей лаборатории Су-35. 29 января 2010 года начались летные испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации с двигателями «АЛ-41Ф1». На ноябрь 2010 года было выполнено более 40 испытательных полетов.

АЛ-41Ф1С

Авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги поколения 4++, созданный ОАО «НПО „Сатурн“» по заказу ОАО «ОКБ Сухого» для истребителя Су-35С, является одним из вариантов двигателя «Изделие 117».

Двигатели АЛ-41Ф1С отличаются от АЛ-31Ф увеличенной тягой, большим межремонтным ресурсом, сниженным расходом топлива, управляемым всеракурсно вектором тяги, а также позволяют самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований к истребителю пятого поколения. От «АЛ-41Ф1» двигатель отличается применением старой электромеханической системы управления и сниженной на 500 кгс тягой.

В феврале 2008 года НПО «Сатурн» сообщило о завершении испытания двигателя АЛ-41Ф1С, что позволило начать лётные испытания самолёта Су-35С.

20 февраля 2008 года прошли успешные испытания истребителя Су-35С с двигателями АЛ-41Ф1С. Первые Су-35С, оснащенные двигателями «Изделие 117С» начнут поступать в российские войска в 2011 году.

9 августа 2010 года ОАО «УМПО» начало поставки двигателей АЛ-41Ф1С для многоцелевых истребителей Су-35С, строящихся в КнААПО, до 2015 года заключен контракт на поставку 96 двигателей, на 2015—2020 годы планируется закупка еще 96 двигателей.





Просмотров: 2034


<<< АЛ-41Ф