Авиация Ангара (ракета-носитель) - История создания

02 апреля 2011


Оглавление:
1. Ангара (ракета-носитель)
2. Цели создания комплекса
3. История создания
4. Версии носителя
5. Основные характеристики первоначального варианта РН «Ангара»
6. Сравнительная оценка



После распада СССР космодром Байконур, с которого осуществлялись запуски тяжелых ракет-носителей «Протон», «Н-1» и «Энергия», оказался за пределами Российской Федерации. Возникла необходимость создания комплекса ракеты-носителя тяжелого класса, все элементы которого изготавливались бы из отечественных комплектующих на российской производственной базе, а пуски осуществлялись с космодромов, расположенных на территории России. В связи с этим, на основании Решения научно-технического совета Военно-космических Сил от 3 августа 1992 г. по вопросу «Средства выведения: состояние и перспективы их модернизации и развития» и Постановления Правительства Российской федерации от 15 сентября 1992 г. был объявлен конкурс на проектирование и создание КРК тяжёлого класса. В конкурсе приняли участие РКК «Энергия» им. академика С. П. Королёва, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и ГРЦ «КБ им. академика В. П. Макеева», которые представили на рассмотрение специально образованной Межведомственной экспертной комиссии несколько вариантов ракет-носителей.

В августе 1994 г. конкурс выиграл вариант, предложенный ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Эта же организация была назначена головным разработчиком комплекса. Отвергнутое предложение РКК «Энергия» в дальнейшем стало основой для разработки семейства ракет-носителей Русь-М.

Указом Президента РФ от 06.01.95 г. «О разработке КРК Ангара.» работы по созданию ракетного комплекса «Ангара» определены как работы особой государственной важности. В марте вышел приказ Министерства обороны РФ по этому комплексу. 26 августа 1995 г. вышло Постановление Правительства РФ, определившее этапность создания комплекса «Ангара», утвержден генеральный план-график создания комплекса, объёмы его финансирования, а также кооперацию соисполнителей. В постановлении был определен срок начала летных испытаний комплекса — 2005 год и место — УСК космодрома Плесецк, а в перспективе предусматривается использование для пусков РН Ангара и космодрома Свободный. Соисполнителями по отдельным частям и системам были установлены:

  • РКК Энергия — по всей конструкции 2-й ступени;
  • НПО Энергомаш — по двигателям 1-й ступени;
  • КБ Химавтоматика — по двигателям 2-й ступени;
  • ГРЦ КБ им В. П. Макеева — по топливным бакам;
  • КБ Транспортного машиностроения — по наземному стартовому комплексу;
  • НИИ ХИММАШ — по наземной отработке КРК.

Принятый к разработке проект предусматривал создание двухступенчатой ракеты-носителя пакетной компоновки баков с последовательной работой ступеней с использованием в качестве окислителя жидкого кислорода, а в качестве горючего — на первой ступени керосина, на второй — жидкого водорода. Баки горючего располагались по бокам расположенных по центру баков окислителя. Такая схема неофициально называлась «чебурашкой», поскольку визуально расположенные по бокам большие баки горючего напоминали уши этого мультипликационного персонажа. Двигателем 1-й ступени был принят РД-171, созданный для РН Зенит. Двигатель 2-й ступени — РД-0120, использованный ранее на центральном блоке РН Энергия. Стартовая масса РН — 640 т, масса полезной нагрузки, выводимой на низкую околоземную орбиту с наклонением 63° — 24,5 т. Выбор двигателя 1-й ступени позволял использовать для запуска стартовые комплексы РН Зенит, в частности дооборудовать соответствующие недостроенные стартовые комплексы на космодроме Плесецк .

В марте 1997 г. руководство ГКНПЦ им. М. В. Хруничева предложило кардинально пересмотреть принятый в 1995 г. вариант РН «Ангара». Постепенно стала вырисовываться нынешняя схема ракеты-носителя на базе универсальных ракетных модулей и с использованием керосина в качестве горючего на всех ступенях РН. Без проведения нового конкурса и Научно-технического совета, решением главы Росавиакосмоса Ю. Н. Коптева и с согласия Министерства обороны РФ новая схема была принята к разработке, а РКК Энергия и ГРЦ им. Макеева были исключены из состава соисполнителей.

В декабре 2007 года завершились 3-х месячные испытания РН в подмосковном НИИ химического машиностроения.

В сентябре 2008 года в ФКП «НИЦ РКП» доставлен универсальный ракетный модуль УРМ-2 ракеты-носителя «Ангара» для проведения огневых испытаний. Намеченные мероприятия являются частью обязательного цикла подготовки создаваемой ракетно-космической техники.

29 апреля 2009 года в ФКП «НИЦ РКП» была проведена первая серия холодных испытаний УРМ-1, в которой в бак окислителя заправлялось около 100 т жидкого кислорода. Целью ХСИ-1 являлась комплексная отработка пневмогидросистем питания двигателя и алгоритмов управления ПГС на натурном криогенном компоненте топлива — жидком кислороде.

18 июня 2009 года в ФКП «НИЦ РКП» состоялись вторые холодные испытания с использованием обоих компонентов топлива. На этом этапе была проведена комплексная проверка работоспособности пневмогидросистемы питания в стендовых условиях при «холодных» проливках баков окислителя и горючего.

30 июля 2009 года в ФКП «НИЦ РКП» на стенде ИС-102 проведены огневые испытания модуля УРМ-1 РН «Ангара».

26 ноября 2009 года в ФКП «НИЦ РКП» завершены огневые испытания модуля УРМ-1 РН «Ангара».

18 ноября 2010 года в ФКП «НИЦ РКП» успешно проведены огневые стендовые испытания универсального ракетного модуля УРМ-2 РН «Ангара». Основная цель огневого стендового испытания — комплексная проверка и подтверждение работоспособности пневмогидросистем изделия в стендовых условиях при совместной работе с двигателем РД0124А-И с воспроизведением режимов работы двигательной установки по циклограмме полёта. Огневые стендовые испытания являются заключительным этапом наземной отработки УРМ-2 перед летными испытаниями.

Первый запуск РН «Ангара» был запланирован с космодрома «Плесецк» на 2005 год . Но затем он был многократно перенесен: на 2011 год, на 2012 год , а теперь уже на 2013 год . На текущий момент это — восьмой перенос первого запуска Ангары.

Минобороны России планирует подготовить ракетный комплекс «Ангара» к запуску в 2012 году. «Мы планируем в 2012 году выйти на готовность к запуску. На сегодняшний день все финансирование выделено, все идет по графику», — сообщил командующий Космическими войсками Олег Остапенко.

Первый запуск ракеты-носителя легкого класса «Ангара-1» и первые летные испытания космического ракетного комплекса «Ангара» будут произведены не позднее 2013 года, сообщил журналистам 24.03.2011 г. официальный представитель Космических войск РФ Алексей Золотухин .

Вариант для космодрома Байконур

Для запусков с космодрома «Байконур» создаётся космический ракетный комплекс «Байтерек», первый запуск которого был запланирован на 2012 год, но затем перенесен на 2014 год. В 2008 году в качестве возможной базы для КРК «Байтерек» рассматривалось несколько существующих площадок на Байконуре. По последним данным возможно использование площадки 250, с которой совершались запуски по программе «Энергия-Буран» с соответствующей доработкой имеющегося оборудования. Площадка ещё окончательно не выбрана и никаких работ по её оборудованию не ведется. Не решен и вопрос участия в финансировании со стороны Республики Казахстан. Финансовое участие в проекте Байтерек со стороны России предполагается в виде внебюджетных средств ГКНПЦ им. Хруничева.

В целом проект «Байтерек» предназначен для коммерческого применения РН Ангара-5, вместо РН Протон-М, поскольку коммерческие запуски Ангары с космодрома Плесецк очень затруднены по организационным причинам и экономически невыгодны. Для российских государственных структур запуски Ангары с Байконура не представляют интереса, поэтому данный проект является исключительно коммерческим предприятием ГКНПЦ им. Хруничева и казахской стороны, без государственного финансирования со стороны РФ.

Вариант для Южной Кореи

Ведутся совместные работы по южнокорейскому носителю KSLV-1, в котором активно используются наработки по «Ангаре». С южнокорейской стороны заказчиком проекта выступает Корейский институт аэрокосмических исследований. С российской стороны в проекте участвуют ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, НПО «Энергомаш» и Конструкторское бюро транспортного машиностроения.



Просмотров: 9205


<<< Авангард (ракета-носитель)
Арес-1 >>>