Авиация Апакидзе, Тимур Автандилович

22 января 2011


Оглавление:
1. Апакидзе, Тимур Автандилович
2. Награды



Биография

Родился 4 марта 1954 в городе Тбилиси Грузинской ССР.

Ранняя военная карьера

В 1971 году окончил Ленинградское Нахимовское военно-морское училище, также окончил Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В. М. Комарова в 1975 году, Военно-морскую академию имени А. А. Гречко в 1986 году, Военную академию Генерального штаба в 2000 году.

В 1975 году по окончании ЕВВАУЛ лейтенант Т. А. Апакидзе направляется на Балтийский флот в качестве лётчика отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка. К 1983 году он — заместитель командира отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка.

Служба в 100-м корабельном истребительном полку

В 1986 году командир Сотого корабельного истребительного полка Центра корабельной авиации ВМФ, а потом и его начальник. 26 сентября 1991 года первым из российских морских лётчиков совершил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», на первом российском серийном палубном истребителе Су-27К, который сегодня известен как Су-33. 11 июля 1991 года из-за отказа системы дистанционного управления потерян один из первых серийных Су-27К-Т-10К-8. Пилотировавший его Апакидзе катапультировался.

После распада Советского Союза сыграл ключевую роль в сохранении «Адмирала Кузнецова» в составе Военно-Морского Флота России. В связи с опасениями предъявления на него претензий с украинской стороны, 1 декабря 1991 года крейсер был экстренно и тайно выведен из Севастополя и переведён на Северный флот. Вместе с ним на Север перевелись около восемнадцати лётчиков и сотня из инженерно-технического состава Сотого полка. По воспоминаниям лётчиков, «у Апакидзе была идея поднять полк и увести его в Россию целиком. Но когда по телевизору показали Кравчука, целующегося в Ялте с Ельциным, он понял, что не стоит подставлять людей и становиться заложником продажных политиков». При повторном принятии присяги на верность новому государству — Украине, Апакидзе вышел из строя и сказал: «Я своей Родине давно принес присягу. Военные второй раз не присягают…» Прослужил до июня 1992 года в должности начальника воздушно-огневой и тактической подготовки авиационного полка в городе Саки.

В 1992 году переведён на Северный флот на военный аэродром Североморск-3 и назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки — старшим лётчиком смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС СФ. Однако в те годы у российской армии не было средств на содержание палубной авиации: на горючее для учебно-тренировочных полётов, на постройку новых машин, происходили сокращения личного состава. В тех условиях перед Апакидзе поставили задачу сажать самолёты на палубу, иначе авианосец должен был разделить участь своих недостроенных собратьев — пойти под нож.

В 2000 году по окончании Военной академии Генерального штаба генерал-майор Апакидзе назначен заместителем командующего авиацией Военно-Морского Флота России. Налетал 3 тысячи часов на 13 типах самолётов. На счету Апакидзе 300 посадок на палубу крейсера в Чёрном, Средиземном морях, в Атлантике и на Севере. Входил в пятёрку пилотов, освоивших известную во всем мире «кобру Пугачёва» и «колокол».

Одним из первых среди авиаторов-североморцев удостоен звания Героя Российской Федерации.

Гибель

Погиб 17 июля 2001 во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава авиации ВМФ под Псковом. Апакидзе, выполнив все фигуры высшего пилотажа, заходил на посадку, когда его самолёт, находившийся в нескольких километрах от взлётно-посадочной полосы, «повёл себя неустойчиво». После доклада об этом на пункт управления полётами, лётчику поступила команда катапультироваться. Однако, Апакидзе решил не катапультироваться и оставался в пилотской кабине до момента удара самолёта о землю и его взрыва, стремясь сохранить самолёт. Однако по мнению госкомиссии, Апакидзе погиб «вследствие психофизической перегрузки». Пилот отключил ограничители предельных углов атаки и перегрузки, чтобы выполнить сложные фигуры пилотажа. В результате во время одного из манёвров он испытал восьмикратную перегрузку и потерял контроль над машиной.

Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.





Просмотров: 1267


<<< Алимов, Владимир Ришадович
Баранов, Вячеслав Григорьевич >>>