Авиация ATV (КК)

18 марта 2011


Оглавление:
1. ATV (КК)
2. Основные технические характеристики
3. Миссии
4. Перспективы



Приближение АГК «Жюль Верн» к Международной космической станции 31 марта 2008 года.

ATV англ. Automated Transfer Vehicle — автоматический грузовой космический корабль, разработанный ЕКА. Корабль предназначен для доставки топлива, научного оборудования, продуктов, воздуха и воды на Международную космическую станцию. Кроме того, с помощью двигателей АГК осуществляется коррекция орбиты МКС. АГК предназначен также для освобождения МКС от отработанных материалов и мусора. Это самый сложный космический корабль, когда-либо создававшийся европейскими странами. Первый автоматический грузовой космический корабль отправился в полёт к МКС 9 марта 2008 г . В дальнейшем предполагается запускать один корабль каждые 13—15 месяцев.


История создания

Первые предложения по созданию европейского космического корабля были сделаны в 1987 году. В 1992 году на конференции совета министров ЕКА, которая состоялась в Гранаде, было принято решение о прекращении дальнейших исследований и работ по созданию европейского многоразового космического корабля «Гермес». Одновременно был согласован вклад европейских стран в проектируемую Международную космическую станцию, которая в то время называлась «Фридом» и создавалась в кооперации между США, Японией и ЕКА. В это же время на повестку дня встал вопрос о создании Европейской транспортной системы для обеспечения функционирования МКС, в том числе пилотируемого и грузовых кораблей. Предполагалось, что европейские грузовые корабли должны были дважды в год летать к МКС. В 1993 году к проекту МКС вынужденно присоединилась Россия, не желавшая терять свои достижения в космосе из-за отсутствия достойного финансирования космической деятельности со стороны государства. Россия, на момент присоединения к программе МКС, имела в своем арсенале все необходимые системы и модули для быстрого введения в эксплуатацию новой международной космической станции, однако США старались по максимуму ограничить использование российских космических технологий при создании МКС. Япония и ЕКА, преследуя свои долгосрочные цели технического развития в космосе, пошли на создание космических транспортных, а в дальнейшем и пилотируемых систем; ЕКА, в частности на первом этапе, была ориентирована на создание пяти автоматических грузовых кораблей, которые должны осуществить свои полёты до 2013 года. Окончательное решение о создании автоматического грузового корабля было принято на конференции совета министров ЕКА в 1995 году в Тулузе.

Генеральным подрядчиком для создания АГК была названа фирма EADS Astrium Space Transportation.

Создание АГК является частью вклада ЕКА в проект МКС. Работы по АГК включают в себя создание собственно автоматического транспортного корабля, создание в Тулузе наземной инфраструктуры, необходимой для контроля и управления кораблём, а также проведение необходимых модификаций ракеты-носителя Ариан-5.

Сборка АГК осуществлялась на предприятии EADS Astrium Space Transportation в Бремене. В общей сложности 30 фирм из десяти европейских стран и 8 фирм из России и США принимали участие в создании АГК. Стыковочный узел и система перекачки топлива для европейского грузового корабля были изготовлены в России. Четыре основных ракетных двигателя изготовляются фирмой Aerojet.

Основные расходы несёт Франция, доля Германии — 24 %, Италии — 13 %.

Начиная с 1995 года Европейское космическое агентство израсходовало около 1,9 миллиардов долларов на проектирование и создание первого грузового корабля и наземного оборудования для слежения и управления АГК. Стоимость АГК составляет порядка 304 миллионов долларов, а полные затраты на полёт одного грузовика составляют около 532 миллионов долларов.

Стыковочный узел транспортного корабля «Жюль Верн».

К этому моменту РКК Энергия подписала контракт на 40 миллионов евро с одним из главных субподрядчиков корпорации EADS Astrium Space Transportation, итальянской компанией Alenia Spazio, о поставке российского стыковочного модуля, системы дозаправки и российской системы контроля оборудования. В рамках проекта, возглавляемого EADS Astrium Space Transportation, Alenia Spazio ответственна за герметичный грузовой отсек ATV. Эти грузовые отсеки производятся в Турине, Италия.

Система автоматической стыковки является уникальной европейской разработкой и имеет более высокую степень автоматизации, чем автоматическая система стыковки российского грузового корабля «Прогресс».

С середины 2004 года первый АТК проходил комплексное тестирование в европейском технологическом центре в нидерландском городе Нордвейк. Тестирование проводилось в условиях, приближённых к условиям космического пространства. Всё электронное оборудование испытывалось в условиях электромагнитных помех. Корабль испытывался на вибрационном стенде, где имитировались: вибрация, возникающая при старте ракеты-носителя, механические воздействия, возникающие при отстреле ступеней ракеты-носителя и защитного обтекателя, а также влияние возможных порывов ветра во время старта и сотрясений, возникающих при маневрировании корабля на орбите. Корабль был подвергнут также акустическим тестам, в которых имитировался рёв работающих ракетных двигателей при старте, звуковое давление которого составляет 140 дБ.

Тестирование автоматической системы стыковки проводились в помещении длиной 300 метров на предприятии DGA около Версаля.

Европейский грузовой корабль способен доставить на МКС около 7,5 тонн топлива, воды, кислорода, азота и других материалов. Это приблизительно в 3 раза больше, чем доставляет на станцию российский грузовой корабль «Прогресс», который в настоящее время каждые 4 месяца отправляется к МКС.

Наряду с включённым в 2008 году в состав МКС европейским исследовательским модулем «Колумбус», европейский грузовой корабль является одним из основных вкладов Европы в проект МКС.

19 февраля 2009 года ЕКА официально объявило название второго корабля. Он был назван в честь немецкого астронома, открывшего закон движения планет, Иоганна Кеплера.

Третий корабль будет называться Эдоардо Амальди. Запуск запланирован на вторую половину 2011 года.





Просмотров: 1167


<<< П-700 Гранит
Жюль Верн (ATV) >>>