Авиация Авиакатастрофа в Мюнхене 6 февраля 1958 года - Крушение

23 января 2011


Оглавление:
1. Авиакатастрофа в Мюнхене 6 февраля 1958 года
2. Историческая справка
3. Крушение
4. Расследование
5. Последствия



Горящий самолет «Airspeed Ambassador G-ALZU»

Командир корабля Джеймс Тейн, первый пилот, вылетел на самолёте «Airspeed Ambassador» класса «Elizabethan» в Белград, но на обратный путь передал управление второму пилоту, капитану Кеннету Рейменту. В 14:19 GMT диспетчерская вышка аэропорта Мюнхена сообщила, что самолёт готов к вылету, и дала разрешение на взлёт в 14:31. Однако капитан Реймент отменил взлёт, так как капитан Тейн заметил колебания манометра левого двигателя при достижении самолётом полной мощности, а также необычные звуки двигателя при ускорении. Три минуты спустя была предпринята вторая попытка взлёта, но через 40 секунд после начала попытки, пока самолёт ещё не оторвался от земли, она тоже была отменена. Причиной неудачных попыток взлёта называлось чрезмерное ускорение двигателя из-за чрезмерного переобогащения топливной смеси, что было обычной проблемой для самолётов класса «Elizabethan». После второй неудачной попытки взлёта все пассажиры покинули самолёт, разместившись в зале отдыха аэропорта. К тому времени ухудшились погодные условия, начался сильный снегопад, и многие пассажиры посчитали, что полёт будет отменён. Так, игрок «Юнайтед» Дункан Эдвардс даже послал в Манчестер своей домовладелице телеграмму следующего содержания: «Все полёты отменены, вылетаю завтра. Дункан.»

Капитан Тейн сообщил Биллу Блэку, инженеру станции, о проблеме с повышенными колебаниями в левом двигателе. Блэк сказал, что если не срабатывает вариант медленного открытия дросселей, остаётся только оставить самолёт на ночь для ремонта двигателя. Тейн не хотел выбиваться из запланированного графика и решил осуществить ещё одну попытку взлёта, предложив открывать дроссели ещё медленнее. Это означало, что самолёт может не достичь необходимой для взлёта скорости до окончания длины взлётно-посадочной полосы. Однако капитан Тейн не счёл это проблемой, так как длина взлётно-посадочной полосы составляла около 2 км, что казалось вполне достаточным. В связи с этим, даже несмотря на снегопад, пассажирам было предложено взойти на борт судна, спустя всего лишь 15 минут после того, как они его покинули.

Несколько игроков почти не имели опыта авиаперелётов, в особенности Лиам Уилан, который перед самым взлётом произнёс: «Возможно, это смерть, но я готов к ней». Другие, включая Дункана Эдвардса, Томми Тейлора, Марка Джоунса, Эдди Колмана и Фрэнка Свифта, пересели в хвост самолёта, полагая, что там безопаснее. Когда все пассажиры вернулись на борт, капитаны Тейн и Реймент предприняли третью попытку взлёта; в 14:56 самолёт начал движение по взлётно-посадочной полосе. В 14:59 самолёт достиг пункта ожидания, где получил разрешение выруливать на исполнительный старт. После последней проверки приборов в кабине экипажа в 15:02 поступило сообщение, что разрешение на взлёт истекает в 15:04. После короткого обсуждения пилоты решили попытаться осуществить взлёт, но внимательно следить за показаниями приборов на предмет наличия колебаний в двигателях. В 15:03 они связались с диспетчерской вышкой, проинформировав их о своём решении.

Munich air disaster newsreel footage small unedited.ogg
Кадры американской кинохроники, запечатлевшие трагедию.

Капитан Реймент медленно открывал дросселя, как и было решено, и отпустил тормоза; самолёт начал набирать скорость, и бортрадист Билл Роджерс сообщил об этом диспетчерской вышке. Самолёт разгонялся, разбрасывая снежную кашу на взлётно-посадочной полосе, капитан Тейн сообщил о превышении скорости на десять узлов. На скорости в 85 узлов вновь начались колебания в двигателе левого борта, и Тейн минимально оттянул дроссель двигателя, после чего осторожно продвинул его вперёд. Когда самолёт набрал скорость 117 узлов, Тейн объявил о достижении скорости «V1», то есть скорости, после которой становится небезопасной отмена взлёта, и капитан Реймент ожидал объявления о достижении скорости «V2», минимально необходимой для взлёта судна. Однако, когда Тейн взглянул на указатель скорости, ожидая её повышения, он заметил, что она колеблется в районе 117 узлов, после чего самолёт влетел колёсами на нетронутую снежную целину в последней трети взлётной полосы, толщиной до 2 дюймов снежного покрова. В результате этого скорость самолёта внезапно упала до 112 узлов, а затем до 105 узлов. Реймент закричал: "Боже, мы не сможем!, а Тейн выглянул посмотреть, что находится прямо по курсу.

Самолёт пронёсся до конца взлётно-посадочной полосы, сделав попытку взлететь, затем пилоты потеряли управление. Самолёт протаранил ограждение аэропорта и врезался в дом, в котором жила семья из шести человек. Отца и старшей дочери не было в доме в тот момент, но в доме находилась мать и трое детей, которые едва успели выскочить на улицу, так как дом загорелся. От удара у самолета отвалилось левое крыло и часть хвоста, после чего левая часть кабины пилотов врезалась в дерево. Правым бортом самолёт врезался в деревянный ангар, в котором стоял грузовик с горючим, которое взорвалось. Двадцать один человек погиб на месте.

Увидев пламя вокруг кабины пилотов, капитан Тейн опасался взрыва самолёта и отдал приказ о немедленной эвакуации. Стюардессы, Розмари Чевертон и Маргарет Беллис, первыми выбрались из аварийного люка в кабине, за ними последовал бортрадист Билл Роджерс. Тейн крикнул Рейменту выбираться из кресла пилота, но второй пилот был зажат в сиденье смятым фюзеляжем. Реймент сказал Тейну выбираться наружу без него и Тейн также выбрался наружу через аварийный люк. Когда он вылез наружу, Тейн увидел пламя у правого крыла самолёта, в котором находился пока ещё целый бак с горючим, в котором было 2300 литров топлива. Он приказал экипажу отойти от самолёта на безопасное расстояние, а сам вернулся в самолёт, чтобы взять два огнетушителя, по ходу заверив Реймента, что он вернётся за ним, как только потушит огонь.

Тем временем, в пассажирской каюте, вратарь «Манчестер Юнайтед» Гарри Грегг придя в сознание, решил, что он мёртв. Он почувствовал, что по его лицу течёт кровь и «не осмелился поднять руку. думал, что верхняя часть головы была срезана, как яйцо, сваренное вкрутую.» Прямо над ним в кабину поступал луч света, поэтому Грегг направился к нему и ногами пробил отверстие в фюзеляже, достаточное, чтобы выбраться наружу.

Погибшие

Члены экипажа

  • Капитан Кеннет «Кен» Реймент, второй пилот
  • Том Кейбл, бортпроводник

Пассажиры

Мюнхенские часы, юго-восточный угол «Олд Траффорд»
Игроки «Манчестер Юнайтед»
  • Джефф Бент
  • Роджер Берн
  • Эдди Колман
  • Дункан Эдвардс
  • Марк Джонс
  • Дэвид Пегг
  • Томми Тейлор
  • Лиам «Билли» Уилан
Тренерский штаб «Манчестер Юнайтед»
  • Уолтер Крикмер, секретарь клуба
  • Том Карри, тренер
  • Берт Уолли, старший тренер
Журналисты
  • Альф Кларк, Manchester Evening Chronicle
  • Донни Дейвис, Manchester Guardian
  • Джордж Фоллоуз, Daily Herald
  • Том Джексон, Manchester Evening News
  • Арчи Ледбрук, Daily Mirror
  • Генри Роуз, Daily Express
  • Фрэнк Свифт, News of the World
  • Эрик Томпсон, Daily Mail
Другие пассажиры
  • Бела Миклош, туристический агент
  • Вилли Сатинофф, болельщик, владелец ипподрома и близкий друг Мэтта Басби

Выжившие

«Мюнхенский туннель» стадиона «Олд Траффорд», открытый в 2008 году на 50-ю годовщину трагедии.

Члены экипажа

  • Маргарет Беллис, стюардесса
  • Розмари Чевертон, стюардесса
  • Джордж Уильям «Билл» Роджерс, бортрадист
  • Капитан Джеймс Тейн, пилот

Пассажиры

Игроки «Манчестер Юнайтед»
  • Джонни Берри
  • Джеки Бланчфлауэр
  • Бобби Чарльтон
  • Билл Фоулкс
  • Гарри Грегг
  • Кенни Морганс
  • Альберт Скэнлон
  • Деннис Вайоллет
  • Рэй Вуд
Тренерский штаб «Манчестер Юнайтед»
  • Мэтт Басби, главный тренер
Журналисты и фотографы
  • Тед Эллиард, телеграфист Daily Mail
  • Питер Ховард, Daily Mail photographer
  • Фрэнк Тейлор, репортёр News Chronicle
Другие пассажиры
  • Вера Лукич и её маленькая дочь Венона. Их спас игрок «Юнайтед» Гарри Грегг. Вера Лукич была беременна в момент катастрофы, но плод не пострадал, и женщина родила сына, которого назвали Зораном.
  • Миссис Элеанор Миклош, жена Белы Миклоша
  • Небойша Бато Томашевич, югославский дипломат


Просмотров: 4878


<<< Катастрофа F-4 над Северным Вьетнамом 26 июля 1967 года