Авиация Авиакатастрофы в России с 1991 года

23 января 2011





сгруппированный по годам перечень катастроф авиации на территории России или российских самолетов с 1991 года.

Информация о крупнейших авиакатастрофах — в статье Крупнейшие авиакатастрофы.

Список происшествий и катастроф по годам

1991

  • 23 мая 1991 года потерпел катастрофу самолёт Ту-154Б-1 в аэропорту Пулково. Вследствие нарушения экипажем техники пилотирования при заходе на посадку, самолёт совершил грубую посадку с вертикальной скоростью около 4 м/с, передняя стойка шасси подломилась, во время движения по аэродрому фюзеляж начал разрушаться. Погибло 13 пассажиров и 2 человека на земле.
  • 16 сентября 1991 года произошла катастрофа самолёта Ан-74 в аэропорту Ленск. Сразу после взлёта ночью в простых метеоусловиях самолёт левой плоскостью крыла задел деревья высотой 20-30 м на склоне сопки высотой 133 м на удалении 3903 м от торца ВПП, столкнулся с землей, разрушился и сгорел. 13 человек погибло. Взлетная масса самолёта составляла более 42 т при максимально допустимой для фактических условий полета 34,5 т. Экипаж преждевременно начал уборку закрылков, в результате чего самолет потерял высоту.
  • 7 ноября 1991 года произошла катастрофа самолёта Як-40. Из-за ошибки авиадиспетчера самолёт столкнулся с горой Кукуртбаш вблизи Махачкалы на высоте 550 м в 23 км от аэропорта. 51 человек погиб. На борту находилось 13 незарегистрированных пассажиров. Взлётный вес превышал максимальный на 260 кг.
  • 26 ноября 1991 года произошла катастрофа самолёта Ан-24РВ в аэропорту Бугульма. Самолёт следовал из Нижневартовска. При заходе на посадку ночью в условиях обледенения экипаж не включил противообледенительную систему крыльев и стабилизатора, в результате чего они покрылись льдом толщиной до 15 мм. Из-за ошибок экипажа самолёт значительно отклонился от глиссады, а при попытке ухода на второй круг самолёт вошел в срывной режим на малой высоте и под углом 75-80° носом столкнулся с землей в 802 м после пролета торца ВПП и в 598 м правее неё. Находившиеся на борту 4 члена экипажа и 37 пассажиров погибли.

1992

  • 25 июня 1992 года в районе д. Юрьево Новгородской области произошла катастрофа вертолёта Ми-2 Новгородского авиапредприятия, выполнявшего рейс Новгород - Новоселицы. Погибли командир воздушного судна В.А. Авдонин, авиатехник и пассажир. Катастрофа произошла по причине разрушения конструкции при столкновении с землей, вследствии усложнения в пилотировании воздушного судна при попытке пассажира покинуть вертолет с целью самоубийства.
  • 27 августа 1992 года в результате ошибки экипажа при заходе на посадку в аэропорту города Иваново потерпел катастрофу самолёт Ту-134 Ивановского авиапредприятия, рейс 2808. Самолет столкнулся с землей в 2450 м от торца ВПП. Погибло 84 человека.

Основная статья: Катастрофа Ту-134 в Иваново 27 августа 1992

1994

  • 3 января 1994 года из-за повреждений в воздухе в районе Иркутска потерпел катастрофу Ту-154 авиакомпании «Байкал» рейса 130. Погибли 125 человек.

Основная статья: Авиакатастрофа под Иркутском 3 января 1994

  • 23 марта 1994 пилот Airbus A310, следовавшего из Москвы в Гонконг, погубил 75 человек. Он посадил за штурвал своего 15-летнего сына, который случайно отключил автопилот, что явилось причиной штопора.

Основная статья: Авиакатастрофа А-310 под Междуреченском 23 марта 1994

1995

  • 7 декабря 1995 года в 200 км от Хабаровска потерпел катастрофу самолет Ту‑154Б компании «Хабаровские авиалинии». Погибли 90 пассажиров и 8 членов экипажа.

1996

  • 8 января 1996 года в Киншасе российский самолёт Ан-32 при разбеге выкатился за пределы ВПП на городской рынок, примыкающий к аэродрому. Погибло 350 человек.

Основная статья Авиакатастрофа в Киншасе 8 января 1996 года

  • 29 августа 1996 года при посадке в норвежском аэропорту «Лонгйир» на Шпицбергене разбился российский самолёт Ту-154. 141 человек погиб.

1997

  • 18 марта 1997 года произошла катастрофа самолета Ан-24 RA-46516 Ставропольской акционерной авиакомпании, выполнявшего рейс SVL-1023 по маршруту Ставрополь — Трабзон. Из-за разрушения в полете хвостовой части фюзеляжа самолет упал в районе города Черкесск, все находившиеся на борту 50 человек погибли.

1999

2000

2001

  • 3 июля 2001 при заходе на посадку в Иркутский аэропорт потерпел катастрофу Ту-154 авиакомпании «Владивосток Авиа», совершавший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск-Владивосток. 145 человек погибли.

Основная статья: Катастрофа Ту-154 в Иркутске 3 июля 2001

  • 4 октября 2001 над Чёрным морем взорвался на высоте 11 км и рухнул в море в 180 километрах к югу от Новороссийска Ту-154 авиакомпании «Сибирь» рейса 1812 Бен Гурион — Новосибирск. Погибли все — 65 пассажиров и 12 членов экипажа. Основная версия — самолёт был сбит украинской зенитной ракетой с территории Крыма.

Основная статья: Авиакатастрофа над Чёрным морем 4 октября 2001

2002

  • 2 июля 2002 В результате противоречивых инструкций авиадиспетчера системе TCAS) произошло столкновение Боинг-757 и Ту-154 на территории Германии в районе Боденского озера.

Основная статья: Столкновение над Боденским озером 1 июля 2002

  • 28 июля 2002 года в 15:25 по местному времени, самолёт Ил-86 RA-86060 авиакомпании «Пулково», выполнявший технический рейс Москва—Санкт-Петербург с 16 членами экипажа на борту, потерпел крушение через 2 минуты после взлёта рядом с аэропортом «Шереметьево». Две стюардессы в хвостовой части самолёта остались живы.

2003

  • 26 мая 2003 — в Турции разбился Як-42, на борту которого находились миротворцы — 62 пассажира и 13 членов экипажа. Выжить не удалось никому.

2004

  • 24 августа 2004 практически одновременно в результате срабатывания взрывных устройств, пронесённых на борт террористками-смертницами, потерпели катастрофу и упали на землю Ту-154 авиакомпании «Сибирь» и Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс».

Основная статья: Взрывы на самолётах

2005

  • 16 марта 2005 при заходе на посадку в а/п Варандей в условиях "белой мглы" и отсутствия видимости ориентиров потерпел катастрофу и упал на землю Ан-24РВ Региональных авиалиний. Из 52 человек, находившихся на борту, погибли 28.

2006

  • Ночь со 2 на 3 мая 2006 — в акватории Чёрного моря близ города Сочи упал самолёт «Аэробус 320» авиакомпании «Армавиа». После падения самолёт погрузился на глубину 400 метров. На борту лайнера находились 113 человек, в том числе 8 членов экипажа, все они погибли.
  • Ночь с 8 на 9 июля 2006 — при посадке в аэропорту Иркутска самолёт «Аэробус 310» авиакомпании «Сибирь», следоваший из Москвы, выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, после чего произошло возгорание самолёта вследствие столкновения с препятствием возле аэродрома. На борту самолёта находились 193 пассажира и 10 членов экипажа, погибли 125 человек.

Основная статья: Катастрофа аэробуса А-310 в Иркутске

  • 22 августа 2006 рейс FV 612 ФГУАП «Пулково», выполнявший рейс Анапа—Санкт-Петербург, пытаясь проскочить над грозой, потерял управление и свалился в плоский штопор. Самолет ТУ-154М упал близ населенного пункта Сухая Балка неподалёку от Донецка. Рейс FV 612 вылетел из Анапы по расписанию в 15:05. В 15:37 подал сигнал SOS. На высоте 3000 метров пропал с экранов радаров. На борту самолета находились 170 человек.

Основная статья: Авиакатастрофа под Донецком 22 августа 2006

2007

2008

  • 26 мая 2008 года произошла катастрофа грузового самолета российской компании Московия с 9-ю членами экипажа на борту, все 9 человек погибли.

Основная статья: Катастрофа Ан-12 под Челябинском 26 мая 2008

  • 14 сентября 2008 года при заходе на посадку в аэропорту Перми произошла катастрофа самолёта Боинг 737-500 российской авиакомпании «Аэрофлот-Норд». В результате столкновения самолёта с землей и наземными предметами погибли все находившиеся на борту 88 человек — 6 членов экипажа и 82 пассажира, в том числе российский генерал-полковник Г.Н.Трошев.

Основная статья: Авиакатастрофа в Перми 14 сентября 2008

2009

  • 9 января 2009 года вертолёт Ми-171 авиакомпании «Газпромавиа» с восемью пассажирами и тремя членами экипажа на борту, вылетевший из Бийска в Кош-Агач, потерпел катастрофу, столкнувшись с горой при попытке захода для выполнения зависания. Выжило 4 человека, погибло и умерло от ран на месте катастрофы вертолёта 7 человек.

Основная статья: Катастрофа Ми-171 на Алтае 9 января 2009


  • 19 декабря 2009 года около 15:00 московского времени вертолёт Ми-171 Ухтинского филиала ООО Авиапредприятие «Газпромавиа», выполнявший рейс по маршруту Бованенково — Воркута, на борту которого находились 22 пассажира и 3 члена экипажа, совершил аварийную посадку в тундре в 700 м от шахты «Воркутинская», не долетев 4,5 км до аэропорта Воркута. При жёсткой посадке вертолёта один из пассажиров получил тяжелые травмы, от которых впоследствии скончался. Кроме того, причинен тяжкий вред здоровью другого пассажира. По заключению Межгосударственного авиационного комитета, непосредственной причиной авиапроисшествия явилась потеря экипажем пространственной ориентировки после снижения ниже высоты принятия решения вследствие отвлечения внимания от контроля за режимом полета на визуальный поиск огней подхода и ВПП в условиях отсутствия видимости наземных и световых ориентиров.

2010

  • 10 апреля 2010 года — авиакатастрофа, произошедшая с президентским Ту-154 польских ВВС при попытке посадить самолёт в сильном тумане на аэродром «Смоленск-Северный», приведшая к гибели всего экипажа и всех пассажиров, включая президента Польши. Крупнейшая по числу жертв среди авиакатастроф, в которых погибали первые лица государства.

Основная статья: Авиакатастрофа в Смоленске 10 апреля 2010 года

  • 20 июня 2010 В Тюменской области потерпел катастрофу легкомоторный самолет Як-52, на борту которого находились 2 человека. Трагедия произошла неподалеку от города Ялуторовск в 12:00 по местному времени. По неофициальным данным, в результате происшествия погибли 2 человека: пилот и член спортклуба РОСТО.
  • 3 августа 2010 при заходе на посадку в 700 метрах от взлетно-посадочной полосы в районе аэропорта города Игарка потерпел катастрофу самолет Ан-24 авиакомпании «КАТЭКАВИА», выполнявший рейс из Красноярска в Игарку. На борту самолета было 15 человек — 4 члена экипажа и 11 пассажиров. По предварительным данным, в катастрофе погибли 11 человек.

Основная статья: Авиакатастрофа в Игарке 3 августа 2010 года

  • 21 августа 2010 у села Медведицкое Кимрского района Тверской области при взлете с реки Волга упал и затонул четырёхместный гидросамолет Че-22. В результате аварии погиб пилот, трое пассажиров спасены, в том числе его малолетний сын..
  • 19 сентября 2010 Около поселка Логиново Белоярского района Свердловской области в воскресенье днем разбился спортивный самолет ЯК-52. При выполнении фигур высшего пилотажа произошёл отказ органов управления самолетом. Погиб пилот, кандидат в мастера спорта Геннадий Белиникин 1962 г.р..
  • 3 ноября 2010 в 12:30 по МСК в Корсаковском районе Сахалинской области потерпел катастрофу вертолёт Ми-8 ФСБ России погибло четверо человек.
  • 5 ноября 2010 В Урюпинском районе Волгоградской области потерпел катастрофу легкомоторный самолет типа «Беркут», погиб 1 человек.
  • 25 ноября 2010 Около 12:00 по местному времени, на территории Крапивинского месторождения в Тарском районе Омской области произошла катастрофа вертолета Ми-8. Среди пассажиров воздушного судна были шестеро рабочих вахтовой бригады строителей ДСПМК «Седельниковское» и один сотрудник компании «Транссервис». Падение вертолета произошло из-за возгорания на борту. В результате катастрофы все семь пассажиров Ми-8 погибли, а три члена экипажа с тяжелыми травмами доставлены в больницу города Тары..
  • 4 декабря 2010 в подмосковном аэропорту Домодедово потерпел катастрофу самолёт Ту-154М авиакомпании «Авиалинии Дагестана». Самолет вылетел из Внуково рейсом на Махачкалу, но вскоре после взлёта отказали два двигателя, электрооборудование и навигационное оборудование, в связи с чем экипаж принял решение совершить вынужденную посадку в ближайшем аэропорту Домодедово. После посадки самолёт выкатился за пределы ВПП и разрушился. На борту находились 163 пассажира и 9 членов экипажа. 83 человека пострадали, двое погибли..

Основная статья: Аварийная посадка Ту-154 в Москве 4 декабря 2010.

  • 19 декабря 2010 в 11 часов 11 минут московского времени вертолёт Ми-8 авиакомпании «Ямал» потерпел катастрофу в районе 267-го километра железнодорожной трассы Обская - Бованенково Ямало-Ненецкого автономного округа при подлёте к нефтегазовому месторождению Бованенково. На борту находились трое членов экипажа и 15 пассажиров. В результате аварии погиб командир вертолёта, остальные члены экипажа и пассажиры получили травмы различной степени тяжести.

2011

  • 1 января 2011 Три человека погибли и 43 пострадали при пожаре самолета Ту-154Б2 в Сургуте. Перед началом движения самолёта по магистральной рулежной дорожке к ВПП загорелся один из двигателей. Произошёл взрыв топливных баков с разливом горючего на площади 1000 кв. метров, самолёт сгорел полностью.

Основная статья: Авиакатастрофа Ту-154 в Сургуте 1 января 2011

  • 20 января 2011 Вертолёт марки AS-355N авиакомпании «Корпоративные вертолёты Северо-Запада» потерпел катастрофу в 16:10 московского времени в посёлке Громово Приозерского района Ленинградской области рядом с озером Суходольское. На борту вертолёта находилось шесть человек, один из них погиб вследствие грубой посадки вертолёта. Причиной катастрофы стало попадание вертолёта в метеоусловия, к которым экипаж был не подготовлен .
  • 6 февраля 2011 года Вертолёт Ми-2, принадлежавший Шахтинскому аэроклубу РОСТО, выполнявший задачу по отстрелу волков в одном из охотничьих хозяйств, около 22.00 по московскому времени при взлёте потерпел катастрофу в Черноземельском районе Калмыкии, в 20 км от посёлка Нарын-Худук в сторону посёлка Артезиан, вблизи села Адыковское. Погибли два члена экипажа.
  • 5 марта 2011 года пассажирский самолет Ан-148 потерпел катастрофу в 140 километрах от Воронежа. Шесть человек, в том числе два летчика из Мьянмы, погибли в результате крушения. Лайнер упал на садовый участок частного дома, в селе Гарбузово Алексеевского района Белгородской области жертв и разрушений на земле нет.

Основная статья: Авиакатастрофа в Белгородской области 5 марта 2011 года

  • 7 июня 2011 года во Владимирской области в районе поселка Раздолье Кольчугинского района потерпел крушение самолет марки Piper. Погибли двое мужчин 1984 года рождения. Причины крушения устанавливаются.
  • 20 июня 2011 года потерпел катастрофу самолёт Ту-134А в Республике Карелия вблизи аэропорта Бесовец под Петрозаводском. Самолёт в сложных метеоусловиях столкнулся с землёй в 700 метрах до торца ВПП, в 200 м правее оси ВПП. Погибло 45 человек. .

Основная статья: Авиакатастрофа под Петрозаводском 20 июня 2011 года

  • 22 июня 2011 года во Калининском районе Краснодарского края во время испытательного полёта потерпел катастрофу вертолет Ми-2, пилот погиб. Вертолет не был зарегистрирован в органах управления воздушным движением, и находился в собственности одного из местных предпринимателей.


Просмотров: 6587


<<< Байкал-Ангара
Авиакатастрофы в СССР >>>