Авиация Боевая живучесть (летательных аппаратов)

22 февраля 2011


Оглавление:
1. Боевая живучесть (летательных аппаратов)
2. Требования к ЛА по обеспечению боевой живучести
3. Боевая живучесть других типов летательных аппаратов



Боевая живучесть — способность летательного аппарата выполнять поставленную боевую задачу в условиях огневого противодействия противника. Является антиподом уязвимости и достигается использованием живучих при боевых повреждениях элементов конструкции, систем и агрегатов, дублированием и резервированием жизненно важных систем, использованием экранирующих свойств конструкции, аппаратуры и топлива. Боевая живучесть ЛА тщательно отрабатывается в мирное время, а проявляется только при ведении боевых действий. Она же в силу разного рода обстоятельств часто приносится в жертву летным характеристикам ЛА и его полезной нагрузке.

В советских/российских источниках термин "Боевая живучесть впервые встречается в работе Н. И. Шаурова — начальника отдела НИИ ВВС КА — в 1939 году. Однако в советском самолётостроении вплоть до конца 1940-х годов его содержание фактически сводилось к защите пилота от огня авиационных пулемётов бронированием и к протектированию топливных баков.

Массы бронирования самолетов периода Второй мировой войны
Тип самолета Истребитель Истребитель-бомбардировщик Штурмовик Бомбардировщик
Масса брони,
% нормальной взлетной массы
1-2 3-5 10-15 1,5-2,0


В СССР научно-практическое направление «Боевая живучесть летательных аппаратов» как самостоятельная и целостная дисциплина оформилась во второй половине 1960-х годов.

Боевая живучесть рассматривается в непосредственной связи с типом и характеристиками действующего на летательный аппарат поражающего средства. Боевая живучесть применительно к боеприпасу контактного действия определяется, в первую очередь, его калибром. В период Второй мировой войны боевая живучесть отечественных самолётов обеспечивалась и была решена применительно к бронебойным пулям оружия калибров 7,62 — 7,92 мм. Использование противником иных калибров вооружения может сделать реализованный на ЛА комплекс защитных мероприятий несостоятельным.

Так появление на советско-германском фронте 20-мм фугасного снаряда к авиапушкам MG FFM и MG 151/20 резко изменило ситуацию и впервые поставило вопрос о живучести конструкции самолёта. Самолёты истребители деревянной и смешанной конструкции при поражении 20-мм фугасным снарядом не обладали конструктивной живучестью, происходила потеря несущей способности и полное разрушение пораженных элементов, и как результат, необходимое число попаданий по одноместному истребителю не превышало одно — два. Иными словами, при попадании фугасного снаряда в киль или плоскость, самолет лишался этих элементов. Следствие — немедленное прекращение управляемого полета.

В настоящее время живучесть конструкции ЛА обеспечивается применением статически неопределимых силовых схем фюзеляжа, крыльев и т. д., специальным исполнением элементов силового набора и обшивки, а также применением более стойких при повреждениях конструкционных материалов.



Просмотров: 3676


<<< Беспосадочные авиарейсы