Авиация Бомбардировщик

23 января 2011


Оглавление:
1. Бомбардировщик
2. Холодная война
3. Современность
4. Классификация бомбардировщиков
5. Особенности конструкции
6. Обозначение



Первый тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец»
Стратегический бомбардировщик США B-2 Spirit

военный самолёт, предназначенный для поражения наземных, подземных, надводных, подводных объектов при помощи бомбового или ракетного вооружения.

История развития

Появление бомбардировщика

Первые попытки применения аэропланов против наземных целей были сделаны до Первой мировой войны. Первоначально вместо бомб использовались металлические дротики размером чуть больше карандаша. Их сбрасывали с самолёта на пехоту и кавалерию противника. Стрела весом 30 грамм пробивала 150 миллиметровый деревянный брусок.

Создателем авиационной бомбы можно назвать итальянского лейтенант К. Ципелли, который провёл много экспериментов с прообразами авиационных бомб. Главной задачей было создать взрыватель, который бы срабатывал в наиболее подходящий момент. Опыты с гранатами, оснащенными взрывателями различных типов, стоили жизни самому изобретателю.
Первое в истории бомбометание в боевых условиях совершил итальянский летчик лейтенант Гавотти. 1 ноября 1911 во время итало-турецкой войны он сбросил 4 бомбы весом по 4,4 фунта на турецкие войска в Триполи. В дальнейшем итальянцы стали использовать 10 кг бомбы, снаряжённые готовыми поражающими элементами — шариками от картечи.

До начала мировой войны в конкурсах аэропланов появились «бомбардировочные» требования к проектам боевых самолётов. В частности на конкурсе 1912 года в России регламентировалось, чтобы аэроплан предоставлял «наибольшие удобства для обращения с огнестрельным оружием и бросания бомб».

Первая мировая война

В начале войны бомбардировка с аэропланов была скорее мерой устрашения. Роль бомбардировщиков выполняли лёгкие разведывательные самолёты, пилоты которых брали с собой несколько небольших бомб. Сбрасывали их вручную, целясь на глазок. Такие налеты носили случайный характер и не согласовывались с действиями наземных войск. Первую бомбардировку Парижа провёл 30 августа 1914 года лейтенант Фердинанд фон Хиддесен с самолёта Rumpler 3C, сбросив 4 ручные гранаты. В результате атаки погибла одна женщина. 4 ноября 1914 года экипаж Gotha LE2 в составе пилота лейтенанта Каспара и оберлейтенанта Рооса совершили первый налет на территорию Англии, сбросив две бомбы на Дувр.

В отличие от аэропланов дирижабли в начале мировой войны уже были грозной силой. Наиболее мощной воздухоплавательной державой была Германия, обладавшая 18 дирижаблями. Немецкие аппараты могли преодолеть со скоростью 80-90 км/ч расстояние в 2-4 тыс. км и обрушить на цель несколько тонн бомб. Например, 14 августа 1914 в результате налета одного немецкого дирижабля на Антверпен было полностью разрушено 60 домов, ещё 900 повреждено. Однако уже к сентябрю 1914 года, потеряв 4 аппарата, немецкие дирижабли перешли только на ночные операции. Огромные и неповоротливые они были совершенно беззащитны сверху, к тому же были наполнены крайне пожароопасным водородом. Очевидно, что им на смену неизбежно должны были прийти более дешевые, маневренные и устойчивые к боевым повреждениям аппараты.

21 ноября 1914 года четыре лёгких разведчика ВВС Великобритании Avro 504 нанесли удар по базе дирижаблей Фридрихсхавен, был потерян один самолёт. В Англии считают этот налет первым применением стратегической авиации.

Первым полноценным бомбардировщиком стал российский «Илья Муромец» — четырёхдвигательный аппарат, созданный И. И. Сикорским в 1913 году. 21 декабря 1914 года всех «Муромцев», оснастив бомбардировочным вооружением, свели в единое подразделение, «Эскадра воздушных кораблей», которое стало первым в мире подразделением тяжёлых бомбардировщиков. Бомбы размещались как внутри самолёта, так и на внешней подвеске. Также самолёт оснастили оборонительным пулеметным вооружением. К 1916 году бомбовая нагрузка самолёта возросла до 800 кг, а для сброса бомб был сконструирован электросбрасыватель. В 1917 году «Илья Муромец» был оснащен 8 пулемётами и малокалиберной пушкой, имел бронирование и протектированные топливные баки.

«Хендли-Пейдж» 0/400 в полёте

Первые многомоторные бомбардировщики появились на западе только в 1916 году. Все они в той или иной степени были похожи на «Муромца». Первыми немецкими бомбардировщиками стали самолёты фирмы Гота G-III, G-IV с грузоподъёмностью не более 300 кг бомб. Однако уже следующий самолёт этой фирмы G-V брал на борт 1000 кг бомб. Занялась разработкой бомбардировщиков и фирма Цеппелин, которая создала в 1917 году Цеппелин-Штаакен R-VI с бомбовой нагрузкой до 1800 кг. Они позволили использовать тяжелые бомбы большой разрушительной силы. Так 8 марта 1918 года на Лондон была сброшена 1000 кг фугасная бомба. До конца войны было изготовлено 17 таких самолётов. В Англии бомбардировщики появились только в 1917 году, когда фирма «Хендли-Пейдж» выпустила двухмоторный самолёт 0/400. С апреля 1917 года эти машины участвовали в налетах на Германию. Следует также упомянуть удачный английский бомбардировщик Виккерс «Вими», первый полёт которого состоялся в ноябре 1917 года.

Первый бомбардировщик в США был построен основоположником американского авиастроения Гленом Мартином. Самолёт Мартин MB-1 впервые поднялся в воздух 17 августа 1918 года.

Межвоенный период

После войны развитие бомбардировщика, как класса военно-воздушной техники и бомбардировочной авиации в целом замедлилось: в России произошла революция и началась Гражданская война, Германии было запрещено развивать военную авиацию, а Британия и Франция занимались послевоенным восстановлением своих экономик. Тем не менее бомбардировщики продолжали развиваться. Основными их качествами считались грузоподъёмность и дальность полёта. Скорости не придавалось значения: от истребителей многомоторные самолёты должны были защитить многочисленные пулемётные установки.

Развивалась и теория использования бомбардировщика. В 1920-е годы итальянский генерал Джулио Дуэ опубликовал ряд статей о ведущей роли авиации, которая будет способна ударами по государственным и экономическим центрам решить исход войны.

«Хайнайди» — представитель первого послевоенного поколения бомбардировщиков

До середины 20х годов в бомбардировочной авиации господствовала бипланная схема. В сущности первые послевоенные бомбардировщики мало отличались от «Ильи Муромца»: та же бипланная коробка из деревянных крыльев, неубираемое шасси, открытые пулемётные установки. Таковыми являлись французский LeO-20, английские «Вирджиния» и «Хейфорд» и многие другие самолёты. Однако в 1925 году совершил первый полёт ТБ-1 — первый цельнометаллический бомбардировщик со свободнонесущим монопланным крылом. Он стал классической конструкцией, которая изменила не только российское, но и мировое тяжёлое самолётостроение. С ТБ-1 связано много интересных экспериментов: в 1933 году состоялись опытные старты с пороховыми ускорителями, в 1933—1935 годах проводились опыты по дозаправке в воздухе, также ТБ-1 использовался в составном звене: к бомбардировщику подвешивались два истребителя И-16.

ТБ-3 с повешенной танкеткой Т-27. Хорошо видна гофрированная обшивка крыла.

22 декабря 1930 года в воздух поднялся другой выдающийся самолёт ТБ-3, на котором было установлено несколько мировых рекордов. Он являлся первым в мире четырёхмоторным бомбардировщиком-монопланом. ТБ-3 выпускался с 1932 по 1937 год, принимал участие в боях на Халхин-Голе в 1939, Советско-финской войне и начальном периоде Великой Отечественной. На протяжении всей войны самолёт использовался в качестве военно-транспортного.

Гигантские самолёты начала 1930-х годов были покрыты гофрированной обшивкой, придававшей огромным крыльям необходимую прочность. Однако гофр не позволял машинам развивать скорости более 200 км/ч: слишком большим было сопротивление воздуха, которое возрастало тем больше, чем выше становилась скорость полёта. К тому же они имели не убирающиеся шасси и открытые кабины лётчиков и стрелков, что также снижало скорость полёта. Быстрое развитие зенитной артиллерии и истребительной авиации заставило пересмотреть взгляды на облик бомбардировочной авиации.

Мартин B-10.

Первым бомбардировщиком с закрытыми кабинами лётчиков и стрелка, внутренним размещением бомб, убиравшимся шасси и гладкой обшивкой стал созданный в 1933 году американский двухмоторный Мартин B-10. С середины 30-х двухмоторные бомбардировщики нового поколения стали строиться во всех странах-производителях авиационной техники. Среди всего многообразия двухмоторных бомбардировщиков можно выделить два основных типа: «дальний» — более грузоподъёмный и «скоростной» — превосходящий первый в скорости, но уступающий в грузоподъёмности и дальности. Типичным «дальним» бомбардировщиком был построенный в 1936 году советский ДБ-3. Представителями «скоростных» бомбардировщиков были советский СБ и английский «Бленхейм», которые превосходили по скорости многие истребители, выпущенные в тех же годах.

В условиях ограничений Версальского мирного договора 1919 немецкие авиаконструкторы строили пассажирские самолёты с учётом их последующей трансформации в боевые. Такими бомбардировщиками были Ju-86 и He-111, ставший основным бомбардировщиком люфтваффе.

Прототип бомбардировщика B-17

Прогресс в авиастроении позволил строить тяжёлые четырёхмоторные самолёты, не уступающие по скорости «скоростным» двухмоторным бомбардировщикам. Это достигалось за счёт установки мощных и лёгких двигателей с наддувом; внедрения винтов изменяемого шага; увеличения нагрузки на крыло благодаря использованию посадочной механизации крыла; уменьшения коэффициента лобового сопротивления и улучшения аэродинамического качества самолёта благодаря использованию гладкой обшивки, плавных обводов фюзеляжа и «тонкому» крылу. Первым тяжёлым бомбардировщиком нового поколения стал четырёхмоторный Боинг B-17. Опытный самолёт поднялся в воздух 28 июля 1935 года.

27 декабря 1936 года начались испытания советского четырёхмоторного бомбардировщика ТБ-7. Первоначально в задании на новый советский тяжёлый бомбардировщик была указана скорость в 250 км/ч и бомбовая нагрузка 10 тонн. Спустя три года требуемую скорость увеличили до 400 км/ч, а бомбовую нагрузку сократили до 2 тонн, при этом потолок новой машины должен был быть 12 000 м. Однако для достижения заданного потолка конструкторам пришлось разместить в фюзеляже самолёта пятый двигатель, который приводил в действие мощный компрессор для снабжения основных двигателей воздухом.

В 1939 году четырёхмоторные бомбардировщики нового поколения появились в Италии — Пьяджо P.108 и Великобритании — «Галифакс» и «Стирлинг».

Одновременно с совершенствованием «классического» бомбардировщика в 1930-е годы появился новый тип самолёта — «пикирующий бомбардировщик». Наиболее известными пикирующими бомбардировщиками являются немецкий Ju-87 и советский Пе-2.

Вторая мировая война

Пе-2

Всего в боях участвовало около 100 различных типов бомбардировщиков. Наибольшее разнообразие типов было в классе двухмоторных бомбардировщиков. Они условно делились на «фронтовые» и «дальние». Первые наносили удары на глубину 300—400 км от линии фронта и по переднему краю обороны противника, вторые совершали рейды в тыл неприятеля. Среди «фронтовых» бомбардировщиков можно выделить советский Пе-2, английский «Москито», американские A-20, B-26, A-26. К «дальним» относятся советский Ил-4, английский «Веллингтон», американский B-25, немецкие He-111, Ju-88.

В боевых действиях для поддержки сухопутных войск использовали и одномоторные бомбардировщики: «Баттл», Су-2, Ju-87 и т. д. Как показала практика, они эффективно действовали лишь в условиях господства в воздухе своей авиации, а также при ударах по слабозащищенным зенитной артиллерией объектам. В результате к концу войны производство лёгких одномоторных бомбардировщиков было в целом прекращено.

В отличие от Германии и СССР, где в первую очередь развивалась фронтовая авиация, в США и Великобритании большое внимание уделялось развитию тяжелых четырёхмоторных бомбардировщиков, способных массированными ударами разрушить экономические центры противника и дезорганизовать его промышленность. С началом войны в Великобритании принимается на вооружение Авро «Ланкастер», ставший основным тяжелым самолётом Бомбардировочного командования RAF.

B-29 «Суперфортресс»

Основу американской тяжелой бомбардировочной авиации составляли B-17 — самый скоростной и высотный бомбардировщик в мире на начало войны и B-24. Несмотря на то, что он уступал B-17 в скорости и потолке, технологичность его конструкции позволяла наладить производство отдельных узлов самолёта на заводах неавиационного профиля. Так, на автомобильных заводах корпорации «Форд» выпускали фюзеляжи этого бомбардировщика.

Вершиной в развитии тяжелых поршневых бомбардировщиков стал Боинг B-29, созданный в 1942 году под руководством конструктора А. Джорданова. Мощные двигатели и совершенная аэродинамика обеспечивали самолёту скорость до 575 км/ч, потолок 9700 м и дальность 5000 км с 4000 кг бомб. Он стал первым носителем ядерного оружия: 6 августа 1945 года бомбардировщик с собственным именем «Энола Гей» сбросил атомную бомбу на японский город Хиросима, 9 августа ядерной бомбардировке подвергся город Нагасаки, Япония.

С 1944 года в боевых действиях участвовала реактивная бомбардировочная авиация. Первым реактивным истребителем-бомбардировщиком стал Me-262A2 — бомбардировочная модификация первого реактивного истребителя, созданного в 1942 году в Германии. Me-262A2 нес две 500 кг бомбы на наружной подвеске. Первый реактивный бомбардировщик Ar-234 также был построен в Германии. Его скорость составляла 742 км/ч, радиус действия 800 км, потолок 10000 м Ar-234 мог использовать бомбы массой до 1400 кг. Первыми носителями управляемого оружия стали немецкие бомбардировщики Do-217K, уничтожившие в 1943 году управляемыми планирующими бомбами итальянский линкор «Рома». Устаревший к концу войны бомбардировщик He-111 стал первым стратегическим ракетоносцем: с него осуществлялись запуски крылатых ракет «Фау-1» по целям на Британских островах.





Просмотров: 5074


<<< Атомолёт
Военно-транспортный самолёт >>>