Авиация Bristol Jupiter

11 мая 2011





Bristol Jupiter — девятицилиндровый однорядный со звёздообразно расположенными цилиндрами поршневой двигатель, разработанный британской Бристольской авиакомпанией.

Разработка началась в конце Первой мировой войны, затем последовала целая серия усовершенствований и доработок, сделавших этот двигатель одним из самых лучших в своё время. Двигатель был широко распространён в авиационной отрасли в 1920-х и 1930-х годах. По заключённому соглашению сборка двигателей также происходила во Франции, Польше и в Советском Союзе. Было собрано тысячи двигателей всех модификаций.

История

Jupiter был разработан во время Первой мировой войны Ройем Федденом в Cosmos Engineering. В послевоенное время, быстрое сокращение расходов на военную отрасль сделало Cosmos Engineering банкротом в 1920 году и в конечном счёте она была приобретена Бристольской авиакоманией. В то время двигатель становился одним из самых надёжных на рынке. Серийное производство было запущено в 1918 году и длилось вплоть до 1930 года.

Jupiter в некоторой степени был стандартен, но новшеством было наличие четырёх клапанов в каждом цилиндре, что было необычно в то время. Цилиндры были сделаны из кованой стали, хотя в 1927 году они были были заменены на сплав из алюминия из-за высокого брака при выплавке стали.

В 1925 году Рой Федден начинает разрабатывать новую модификацию двигателя. В результате уменьшения хода поршней для увеличения количества оборотов и добавления турбонаддува для добавления мощности, в 1927 году появляется двигатель Bristol Mercury. Таким же образом в 1927 году создаётся двигатель Bristol Pegasus. Ни тот и не другой не смог побить популярность двигателя Jupiter.

Jupiter широко использовался на самолётах авиакомпании Handley Page — HP.42 Hannibal, летающих по маршруту Лондон-Париж в 1920ых. Также он устанавливался на de Havilland Giant Moth, de Havilland Hercules, Юнкерс Г 31 и на огромном гидроплане Dornier Do X, использовавшем не меньше двенадцати двигателей.

Военное применение было не так широко: двигатель устанавливался на самолёты Bristol Bulldog, Gloster Gamecock и Boulton-Paul Sidestrand. Также его можно было найти на многих прототипах всей планеты — от Японии до Швеции.

Впоследствии Jupiter начал производиться по лицензии в четырнадцати странах. Во Франции производством занималась Gnome-Rhone . Двигатели использовались в местном авиастроительстве, хотя компания широко продавала их на экспорт. Siemens-Halske получила права на производство двигателей в Германии. На основе двигателя Jupiter она создала более мощную модификацию Bramo 323 «Fafnir», которые впоследствии использовались на боевых самолётах. В Японии право на производство двигателей Jupiter владела авиакомпания Nakajima, использовавшая Jupiter как основание их собственного авиационного двигателя Kotobuki. Больше всего двигателей, известных как М-22, было построено Советским Союзом, использовавшихся на знаменитом самолёте И-16



Просмотров: 1028


<<<