Авиация Черток, Борис Евсеевич

22 января 2011


Оглавление:
1. Черток, Борис Евсеевич
2. Награды, премии и звания
3. Труды



Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
Орден Ленина Орден Ленина Орден Октябрьской Революции
Орден Красной Звезды Орден Трудового Красного Знамени Медаль «За заслуги в освоении космоса»
Ленинская премия — 1957 Государственная премия СССР — 1976

Борис Евсеевич Черток, Лодзь, Петроковская губерния, Царство Польское, Российская империя) — советский, российский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва, академик РАН, доктор технических наук.

Биография

Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь в Российской империи в еврейской семье служащих — Евсея Менасеевича Чертока и Софьи Борисовны Явчуновской.

В августе 1930 года был принят на работу в электроцех отдела оборудования — электромонтёром 4-го разряда на авиазавод № 22 в Москве, выпускавший ТБ-1. Участвовал во внедрении в производство ТБ-3. В августе 1938 года занимал должность начальника конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолётов» на том же заводе.

Окончил в 1940 году Московский энергетический институт. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова.

2 мая 1945 года в звании майора расписался на Рейхстаге, что считает счастливейшим достижением в своей жизни.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б. Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем Королёвым.

В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б. Е. Черток переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 Министерства вооружения. В 1950 году он был переведён на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году — начальника отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 НИИ-88, главным конструктором которого был С. П. Королёв.

В 1974 году Б. Е. Черток становится заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления.

Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.

Семья

Отец — Евсей Менасеевич Черток, служащий, работал счетоводом. Мать — Софья Борисовна Явчуновская, работала фельдшером-акушеркой.

Супруга — Екатерина Семёновна Голубкина.

Сыновья — Валентин Борисович Черток, инженер, фотокорреспондент; Михаил Борисович Черток — инженер, руководитель группы в РКК «Энергия» им. С. П. Королёва.

Внук — Борис Валентинович Черток.

Правнуки — Михаил Борисович, Александра Борисовна, Дарья Борисовна, Даниил Борисович.



Просмотров: 2814


<<< Тищенко, Марат Николаевич
Шпорт, Вячеслав Иванович >>>