Авиация Дукс (завод)

20 февраля 2011





Завод «Дукс» — императорский самолётостроительный завод в Москве. Основатель и владелец завода — инженер Юлий Александрович Меллер. Год основания — 1893.

Завод производил самолёты, а также велосипеды, мотоциклы, дрезины, автомобили, аэросани, дирижабли.

История

До 1918 года

В 1900 году фирма была преобразована в Акционерное Общество с уставным капиталом в 35 тысяч рублей. К этому времени на фабрике работали 115 человек, ее обслуживали три паровых двигателя по 53 л. с. каждый, ежегодно производилось около 1000 велосипедов.

С 1901 года предприятие располагалось по адресу Тверская застава, Ямская Слободка.

Первый самолёт был построен в 1909 году по проекту Фарман — Farman-IV, после устранения дефектов и переделок этот аппарат впервые поднялся в воздух 18 августа 1910 года.

Также завод производил самолёты моделей: Фарман VII, Фарман XV, Фарман XVI, Ньюпор-17.

Для производства лётных испытаний аэропланов предприятие владело четырьмя ангарами на окраине Ходынского поля.

До национализации в 1918 году на «Дуксе» производилось 22 типа самолетов, включая гидропланы. Помимо них, фабрика также строила дирижабли. «Дукс» был основным поставщиком самолетов для русской армии. В годы первой мировой войны Военному Ведомству было сдано 1569 самолетов и гидропланов.

1918—1941

19 февраля 1919 года завод был переименован в Государственный авиационный завод № 1. В 1920-х годах авиационное направление деятельности предприятия активно развивалось, на месте ангаров строились новые корпуса.

В 1920—1922 годах под руководством Н. Н. Поликар­пова техническим отделом завода на основе имеющихся чертежей и обмеров деталей готовилась документация для по­стройки самолётов в Советской России с использованием импортных комплектующих и учётом различий в имеющихся мате­риалах, оборудовании и комплектующих изделиях.

Так, в 1921 году на ГАЗ № 1 изготовили 20 DH.4 с итальянскими двигателями «Фиат» мощностью 240 л.с. Одновре­менно заложили первую серию DH.9 с дви­гателями «Даймлер» мощностью 260 л.с. Поступление новой техники позво­лило в том же году довести количество «де хевиллендов», используемых Крас­ным Воздушным Флотом, до 40 — 50 единиц.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов началось строительство новых корпусов предприятия на территории Центрального аэродрома им. Фрунзе. После перемещения деятельности ГАЗ № 1 им. ОСОАВИАХИМа на новую территорию, на старой был сформирован авиационный завод № 39 им. Менжинского.

В 1931 году было принято решение из состава ГАЗ № 1 выделить ряд специализированных производств: самолетостроительное, точного приборостроения, радиаторное, колесное и велосипедное. Организация велосипедного производства на базе станочного парка «Дукса» дала рождение Московскому велозаводу, который достойно принял и продолжил эстафету «Дукса». Это предприятие — 1-й московский велозавод, — было построено в 1929—1933 годах у Камер-Коллежского вала для производства отечественных велосипедов и мотоциклов. Его краткая история: с марта 1941 — Московский мотоциклетный завод, с мая 1951 — Завод № 663 МПСС,, а/я 3365, с 1965 — Московский приборный завод «Мосприбор», с 1972 — в ЦКБ «Алмаз», с марта 1973 — в ЦНИИ «Комета», с 1979 — НПО «Комета», с 1985 — ЦНПО «Комета», сейчас — ФГУП "ЦНИИ «Комета». Адрес: 115280 г. Москва, ул. Велозаводская, 5.

Завод, оставшийся в корпусах «Дукса», получил в октябре 1931 года номер 32, в ноябре 1941 года он стал Машиностроительным заводом N 43, позже носил название «Коммунар», и лишь несколько лет назад ему вернули его первоначальное имя — «Дукс».

Вывеска ОАО Дукс

Дo Великой отечественной войны заводы-последователи деятельности «Дукса» выпускали:

  • завод № 1 — самолёты И-15 бис, И-153, ББ-22, МиГ-3;
  • завод № 39 — самолёты И-1, И-2, И-3, И-15, И-16, Р-1, Р-5, ДБ-3, ДБ-3Ф.

Великая Отечественная война

Осенью 1941 года завод № 1 был эвакуирован в город Куйбышев, где находится и по настоящее время. 8 октября того же года вступил в строй на новом месте. См. основную статью ЦСКБ-Прогресс.

В октябре 1941 года завод № 39 был эвакуирован в г. Иркутск, где находится и по настоящее время. См. основную статью Иркутский авиазавод.

На базе оставленных в Москве производственных мощностей бывшего авиазавода № 1 им. ОСОАВИАХИМа с октября 1941 года организована aвиаремонтная база Западного фронта.

Согласно Решению ГКО от 17 декабря 1941 года на бывшую территорию авиазавода № 1 переведён опытный завод № 30 из подмосковной Дубны. Предприятию ставится задача в кратчайшие сроки освоить производство штурмовиков Ил-2. В феврале 1942 года на Центральном аэродроме им М. В. Фрунзе сданы изготовленные из сохранившегося задела завода № 1 последние истребители МиГ-3.

На территорию бывшего авиазавода № 39 в 1942 году реэвакуируирован авиазавод № 381 из Нижнего Тагила, куда он, в свою очередь, был эвакуирован из Ленинграда. На предприятии с октября 1942 года освоено изготовление истребителей Ла-5 и Ла-7.

1945-1950

По окончании войны выпуск Ил-2 на заводе №30 был свёрнут. С 1946 года здесь освоено производство пассажирского самолёта Ил-12, которых было изготовлено 659 машин всех модификаций до прекращения выпуска в 1949 году.

На заводе №381 в конце 1945 года завершается производство Ла-7, которых на этом московском предприятии выпущено 1298 штук. Завод №381 участвует в выпуске опытных серий самолётов И-250 и Ла-150. В 1946 году параллельно с И-250 и Ла-150 на заводе делали фюзеляжи двух опытных УТИ МиГ-9 для ОКБ-155, детали двигателей ТР-1 для завода №45, а в конце года - агрегаты учебного бомбардировщика УТБ. Это не считая гражданской продукции и изделий ширпотреба.

В 1949 году заводом №381 выпущена партия МиГ-15.

В связи с необходимостью освоения производства тактического бомбардировщика Ил-28 и значительными объёмами его производства в 1950 году заводы № 30 и № 381 объединены в единый Авиационный завод №30. В 1949-55 гг. на заводе №30 объем производства Ил-28 доходил до 100 машин в месяц. С этого времени цеха, располагающиеся на территории бывшего завода №381, специализируются на изготовлении фюзеляжа и входящих механических деталей, а цеха "старого" завода №30 - на изготовлении компонентов систем планера, деталей и окончательной сборке изделия.

1951-1991

В 1955-1958 годах выпускался самолёт Ил-14

В 1959-1962 годах выпускался перехватчик Су-9 и Су-9У.

С 1958 по 1985 выпускался самолёт Ил-18 и его военные варианты. В месяц производилось до 4 таких самолётов.

С 1959 по 1972 год выпускался истребитель МиГ-21 во множестве модификаций.

С 1969 по 1985 год выпускался истребитель МиГ-23.На заводе №30 годовой выпуск МиГ-23 доходил до 480 машин.

С 1976 начато производство МиГ-29





Просмотров: 1588


<<< Долгопрудненское научно-производственное предприятие
Иркутский авиационный завод >>>