Авиация Электронно-цифровая система управления двигателем

23 января 2011





Электронно-цифровая система управления двигателем или FADEC — система автоматизированного управления параметрами впрыска топлива, воздуха и зажигания в работе авиадвигателя для поддержания оптимальных характеристик работы авиадвигателя с минимальным расходом топлива.

В качестве примера можно привести FADEC двигателя CFM-56-5, используемого в семействе самолётов Airbus-320; комплексный электронный регулятор КРД-96 для двигателя 96ФП, устанавливаемого на Су-30МКИ или Су-30МКМ, КРД-99Ц для двигателей типа АЛ-31Ф на Су-27, Су-30 различных модификаций.

FADEC состоит из двухканального электронного управляющего модуля, гидромеханического модуля и выделенных сенсоров.

ECU получает сигналы частоты вращения ротора двигателя, сигналы о давлении и температуре внутри двигателя. Эти сигналы вместе с сигналами от самолётной системы управления двигателем используются для отслеживания и вырабатывания управляющих сигналов для смонтированных на двигателе механизмов, обеспечивая:

  • Работу автомата тяги и управление тягой двигателя.
  • Управление расходом топлива.
  • Автоматический и ручной запуск двигателя.
  • Поддержание малого газа.
  • Управление временем приёмистости и сброса газа.
  • Управление потоком воздуха в компрессоре.
  • Активное управление зазором между ротором и статором каждой из турбин двигателя.
  • Управление системой охлаждения масла электрического генератора со встроенным приводом.
  • Управление системой реверса тяги.

Электронный модуль также обеспечивает защиту от превышения наибольших допустимых частот вращения вентилятора, турбокомпрессора и от помпажа двигателя.

Сигналы о главных параметрах работы двигателя вырабатываются этим же модулем и пересылаются средствам отображения на дисплеях в кабине пилотов.

FADEC обеспечивается электропитанием от выделенного генератора переменного тока, расположенного на коробке приводов двигателя. Также возможно питание от самолётной сети постоянного тока напряжением 28 Вольт в случаях, когда питание от выделенного генератора недоступно, для запуска двигателя и как запасное питание для проверок двигателя без запуска.





Просмотров: 864


<<< Электронный билет (воздушный транспорт)