Авиация Fokker D.XXI - Экспортные варианты

24 мая 2011


Оглавление:
1. Fokker D.XXI
2. Экспортные варианты
3. Модификации
4. Боевое применение
5. Описание конструкции
6. Тактико-технические характеристики



Параллельно продажи самолетов собственным ВВС, фирма Фоккер освоила и экспортную продажу своего самолета.

Дания

Так, Дания закупила два экземпляра, идентичные прототипу, с двигателем Mercury VI-S, а также производственную лицензию для Королевского армейского авиазавода в Копенгагене, который впоследствии выпустил 10 машин. Машины датского производства оснащались двигателем Mercury VIII и несли два 8-мм пулемета DISA. Один из самолетов, в экспериментальном порядке был оснащен двумя подкpыльевыми 20-мм пушки Madsen.

Финляндия

18 ноября 1936 года финское правительство обратилось с просьбой продать 7 D.XXI, оснащенные двигателем Bristol Mercury VIII и вооруженные 4-мя пулеметами и предоставить лицензию на изготовление 14 истребителей. 7 мая 1937 года контракт был подписан контракт, а 15 июня его дополнили лицензией еще на 21 самолет. Первой партии из 7 машин, финны присвоили номера FR-76 — FR-82. Первая из машин была готова в августе 1937 года и показала превосходство над прототипом, что в свою очередь также повлияло на решение голландских ВВС о замене двигателя на своих машинах.

С начала 1939 года финны развернули лицензионную постройку D.XXI на государственном авиазаводе «Валтион лентоконетехдас» в Тампере. Финских специалистов привлекла в первую очередь технологическая простота машины, для производства которой не требовалось дорогого оборудования, сложной оснастки и большого количества высококвалифицированных специалистов. При этом они внесли в конструкцию машин дальнейшие изменения. Вместо одинарного подкоса крепления стабилизатора установили двойной V-образный. На закабинном гаргроте появилась дополнительная прямоугольная прозрачная панель для улучшения обзора задней полусферы. Несколько изменился и верхний узел подвески руля поворота. Машины выпускались двумя сериями: с номерами FR-83 — FR-96 в ноябре 1938 — марте 1939 года и FR-97 — FR-117 в марте — июле 1939 года. Последний из них покинул сборочный цех 27 июля 1939 года.

После производства этих самолетов финны закупили лицензию на производство еще 50 машин. Эта серия выпускалась в период с января 1940 года по март 1941 года. Поскольку мощности завода в Тампере были не большие и помимо истребителей Фоккера он выпускал лицензионную версию британского Bristol Blenheim, также использующего двигатели Bristol Mercury VIII, то перед финами стала проблема нехватки этих двигателей. Тогда они приняли решение произвести всю партию с американскими двигателями Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior, имевшимся в достаточном количестве. При этом летные характеристики самолета слегка снизились. Помимо изменыывшегося капота двигателя на машинах этой серии были введены следующие изменения: все четыре пулемета теперь располагались в крыльях; были применены новые формы обтекателей, новая форма руля и был изменен воздухозаборник карбюратора. Машины этой партии получили номера FR-118 — FR-167. На двух самолетах в порядке эксперимента было смонтировано убирающееся шасси.

Последняя пятая финская серия была изготовлена из имеющихся заделов в августе -ноябре 1944 года в составе 5 штук. Эти самолеты получили номера FR-171 — FR-175. Они были идентичны самолетам 4-й серии, хотя некоторые источники утверждают, что они оснащались двигателями Bristol Pegasus X.

Испания

Республиканское правительство Испании также закупила производственную лицензию на Fokker D.XXI, после чего в Испании собрали около 50 планеров. В тоже время, поскольку Голландия строго соблюдало эмбарго наложенный Лигой Наций на поставку оружия в Испанию, никакой технической помощи видимо не оказывалось. Испанские D.XXI были оборудованы шасси Messier, позднее примененными на учебно-тренировочном самолете Hispano-Suiza HS-42. В испанских документах упоминается, что по крайней мере один самолет под управлением пилота Mariano Palacios Menendez летал в августе-октябре 1938 года над заводским аэродромом в Эль-Кармоли, с установленным на нем советским двигателем М-25 — копией американского «Райт-Циклона», и вооружением из 4-х пулеметов ШКАС . Но вскоре республиканцы вынуждены были отступить и при отступлении из Эль-Кармоли взорвали авиазавод, уничтожив всю документацию по «фоккерам».



Просмотров: 4310


<<< Fokker 50
Fokker F.VII >>>