Авиация Фонарь (авиация)

30 марта 2011


Оглавление:
1. Фонарь (авиация)
2. Аварийный сброс и взаимодействие с катапультируемым креслом
3. Галерея



Каплевидный фонарь русск. кабины Су-27Б

В авиации прозрачная часть пилотской кабины, защищающая экипаж и пассажиров от воздействия встречного потока воздуха, погодных условий и от шума. На большинстве современных летательных аппаратов используются фонари из пластика или стекла обтекаемой формы, чтобы минимизировать лобовое сопротивление воздуха.

История

На первых самолётах

На первых самолётах фонарей не было, и лётчики были никак не защищены от ветра и осадков. Впрочем, в то время в них не было особой необходимости, так как скорости были малы, полёты проводились в основном в хорошую погоду, а в конструкциях самолётов преобладали толкающие винты. По мере роста скоростей и распространения тянущих воздушных винтов к Первой мировой войне встал вопрос защиты лётчиков от набегающего потока воздуха. Вначале в самолётах появились небольшие козырьки, отводящие потоки воздуха, но после войны стали появляться полностью закрытые кабины, которые кроме удобства для лётчика давали также уменьшение аэродинамического сопротивления.

Открытый фонарь английского истребителя Харрикейн

В середине двадцатого века

К началу Второй мировой войны большинство боевых самолётов обзавелись полностью закрытыми фонарями, зачастую плавно перетекавшими в выраженный гаргрот для улучшения аэродинамики, а стекло сменилось оргстеклом. В этом смысле исключением являлся советский истребитель И-16, у которого из-за плохого качества плексигласа и стеснённости кабины, наоборот, фонарь на ранних модификациях был заменён козырьком на поздних. К слову, плохое качество плексигласа на советских самолётах начального периода Великой Отечественной войны вынуждало лётчиков-истребителей летать с открытыми фонарями, хоть это и ухудшало скоростные характеристики самолётов. Прозрачность материала удалось повысить лишь после личного вмешательства Сталина.

Плексиглас, выпускаемый нашей промышленностью, тёмный, как пивная бутылка.

<…>

И. В. Сталин тут же попросил Поскрёбышева соединить его с директором завода, производящего плексиглас для самолетных фонарей.

Связь сработала мгновенно. Сталин предложил директору завода резко повысить качество плексигласа.

— Сколько вам потребуется времени для перестройки производства? — спросил Сталин. — Полгода? Даю вам месяц сроку. И чтобы новый плексиглас был не хуже, чем на «кёртисе» и «томагауке». — Трубка с легким звоном легла на место.

— Из мемуаров лётчика-испытателя П. М. Стефановского

MC.200 поздних серий с «полуоткрытым» фонарём

Однако некоторые лётчики и после этого летали с открытыми фонарями. Неназванные в наставлении 1943 года пилоты «Як»-ов объясняли это тем, что фонари с трудом открывались и закрывались в воздухе. Подобными же доводами объяснял свои полёты с открытым фонарём и Герой Советского Союза Ф. Ф. Архипенко. И. И. Кожемяко в своём интервью говорил, что он в 1943 летал с открытым фонарём до тех пор, пока на Як-7Б не появился аварийный сброс, а желтоватый плексиглас встречался до конца 1943 года. Д. А. Алексеев утверждал, что даже на Ла-5ФН, после декабря 1943, несмотря на хорошее качество плексигласа и надёжный аварийный сброс, многие лётчики летали с открытым фонарём во избежание бликов, для улучшения обзора и снижения температуры в кабине.

Также по просьбе итальянских пилотов переход от полностью закрытого каплеобразного фонаря на первых пяти сериях к «полуоткрытому» с возможностью снятия боковых панелей был произведён на самолёте Macchi C.200 Saetta.

Miles M.20 русск. — один из первых самолётов с каплевидным фонарём.
Spitfire LF.XVIe с каплевидным фонарём)

Каплевидный фонарь

В боях Второй мировой выяснилось, что для истребителей хороший обзор важнее небольшого прироста скорости, и к середине 1940-х гг. многие самолёты приобрели фонарь каплевидной формы русск., не закрывавший обзор назад.


Современные фонари

После окончания войны с постепенным переходом на реактивную авиацию рост скоростей и высот продолжился, и к нынешнему времени фонарём не обладают только сверхлёгкие летательные аппараты наподобие парапланов или мотодельтапланов. В большинстве случаев ныне используются беспереплётные фонари, изготовленные из полиметилметакрилата методом вакуумного формования.

Фонарь МиГ-15 с мощным передним бронестеклом

Использование прозрачной брони

Отстреленный фонарь кабины F-16




Просмотров: 1394


<<< Топливный бак
Форсажная камера >>>