Авиация Гагарин, Юрий Алексеевич - Гибель

22 января 2011


Оглавление:
1. Гагарин, Юрий Алексеевич
2. Семья
3. Мировая известность
4. Гибель
5. Общественная деятельность
6. Память
7. В культуре и искусстве
8. Дополнительные факты



После защиты дипломной работы в академии Жуковского Ю. А. Гагарин приступил к лётной практике — тренировочным полётам на самолёте МиГ-15УТИ. В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полётов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полёта — с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным.

27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлково. На момент взлёта условия видимости были нормальными — нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась.

Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Утром следующего дня на ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина с талонами на питание. Позже был обнаружен бумажник с водительскими правами и фотографией Королёва.

Для расследования катастрофы была создана Государственная комиссия, но даже после многомесячной работы сотен специалистов комиссия не смогла однозначно объяснить причины трагедии. В результате отчёт комиссии был засекречен и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. По сей день причины и обстоятельства катастрофы не являются выясненными. Существует ряд противоречивых версий случившегося.

Перед полётом в космос Ю. Гагарин составил прощальное письмо — на случай, если погибнет. Это письмо вручили жене после его гибели под Киржачом.

В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в случае смерти человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства.

Урны с прахом Гагарина и Серёгина замурованы в Кремлёвскую стену.

Официальная версия

Созданная для расследования причин катастрофы Государственная комиссия состояла из трёх подкомиссий:

  • по изучению лётной подготовки экипажа, проверке организации и обеспечения полётов 27 марта,
  • по изучению и анализу материальной части самолёта УТИ МиГ-15,
  • по оценке состояния лётчиков до и во время полёта, официального опознания погибших.

Отдельно работала комиссия КГБ, выяснявшая «по своей линии», не была ли катастрофа результатом заговора, теракта или злого умысла.

Были собраны 95 % обломков самолёта и оборудования. С телами пилотов было сложнее — их разметало от удара машины о землю, в результате которого образовалась воронка диаметром 6 м и глубиной 2,7 м. Опознание обоих лётчиков было произведено по отдельным фрагментам тел. Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50—70 секунд после последнего радиообмена с Гагариным.

Официальные выводы комиссии были таковы: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полёт, пилоты столкнулись с землёй и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил.

Комиссия КГБ обнаружила многочисленные нарушения наземного персонала аэродрома.

К 50-летнему юбилею полёта Гагарина в космос были так же рассекречены выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели. Наиболее вероятной причиной падения самолёта, согласно данным архива президента РФ, является резкий манёвр уклонения от шара-зонда, или, что менее вероятно, для предотвращения схода в верхний край облачности. Манёвр в результате привёл к попаданию самолёта в закритический режим полёта и к падению.

Версия С. М. Белоцерковского и ряда учёных

По данным доктора технических наук генерал-лейтенанта С. М. Белоцерковского и космонавта А. А. Леонова, исследования доказали: самолёт Гагарина и Серёгина перевернуло и бросило в плоский штопор воздушной волной от другого самолёта.. Факторами, приведшими к трагедии, были:

  • Плохие погодные условия; неточные сведения о погоде.
  • Конструктивные недостатки самолёта — неудачные в аэродинамическом отношении два подвесных топливных бака и необходимость для инструктора катапультироваться первым.
  • Неудовлетворительная организация радиолокационного слежения за полётами, неисправность части оборудования.
  • Серьёзные нарушения в планировании полётов.
  • Белоцерковский и Н. П. Каманин обвиняют генерала Н. Ф. Кузнецова в том, что в сложившихся условиях он мог и должен был отменить полёт Гагарина. Вместо этого, из-за его действий, особенно придирок к Серёгину, перед полётом возникла недопустимая нервозность.

По данным комиссии, примерно за минуту до столкновения Гагарин пребывал в совершенно нормальном состоянии: речь его была спокойной, размеренной. Ему предстояло делать разворот со снижением, при отсутствии видимости естественного горизонта. Далее произошло какое-то неожиданное событие, которое привело к тому, что самолёт оказался на закритическом режиме в положении крутого пикирования.

Наиболее вероятным «событиями» могли быть:

  • Уклонение от самолёта, шар-зонда или стаи птиц;
  • Попадание в след пролетевшего самолёта;
  • Попадание в восходящий вертикальный поток воздуха или даже горизонтальный порыв ветра.

Могло иметь место сочетание двух каких-либо из указанных событий, а может быть, и всех трёх.

Компьютерное моделирование показало, что наиболее реалистичная картина последней минуты полёта получается при предположении, что самолёт вошёл в штопор и сделал 3-5 витков. С подвешенными баками допустимые перегрузки самолёта уменьшались с 8-кратных до 3-кратных. Если во время разворота со снижением возникли дополнительные факторы, то самолёт мог свалиться в штопор. Ошибочная информация о высоте облачности в сочетании с неправильными показаниями высотомера дали лётчикам неверное представление о запасе высоты и времени, которым они располагали.

По данным комиссии: «Попытка катапультироваться лётчиками не предпринималась». По мнению полковник-инженера в отставке, лётчика I класса И. Б. Качоровского: «Серёгин, оценив обстановку, как командир экипажа даёт команду Гагарину катапультироваться. Но тот, зная, что по техническим условиям это должен первым сделать инструктор, напоминает ему об этом». Когда, выйдя из облачности, экипаж сориентировался, катапультироваться было поздно.

Оценивая уровень управления самолётом на последних секундах полёта, группа лётчиков-испытателей и учёных заявила: «Действия лётчиков следует рассматривать как оптимальные: на закритическом режиме они пилотировали самолёт без крена и скольжения, „выжали“ из техники всё возможное, пытаясь вывести из пикирования самолёт». Особо отмечается, что вывод самолёта из пикирования проводился практически при максимально возможных для самолёта перегрузках — при 12-кратной перегрузке у него отваливались крылья. Эти же перегрузки являются практически максимальными и для пилотов.

По данным комиссии, экипаж находился в работоспособном состоянии, позы обоих лётчиков до конца были рабочими. Так, Гагарин левой рукой держался за ручку управления двигателем, ноги у того и другого лётчика были на педалях. В течение нескольких секунд Гагарин и Серёгин, сохраняя чёткость согласованных действий, самым активным образом боролись за жизнь, хотя и находились под воздействием огромных перегрузок. Им не хватило 250—300 метров высоты или 2 секунды полёта.

В целом соглашаясь с этим анализом, лётчик-испытатель Степан Микоян в своих мемуарах выражает сомнение в том, что самолёт Гагарина и Серёгина вошёл в «штопор» именно из-за попадания в вихревой след другого самолёта. Как он объясняет, в ЛИИ им. Громова после катастрофы проводились специальные испытания аналогичного УТИ МиГ-15, которые показали, что попадание этого самолёта в «струю» не приводит к сваливанию в штопор. Наиболее вероятной причиной, приведшей к катастрофе, Степан Микоян называет уклонение и/или даже столкновение с метеорологическим зондом. В качестве косвенных свидетельств столкновения приводятся такие данные: 1) на месте катастрофы было собрано только 2/3 остекления кабины; 2) стрелка прибора, показывающего разницу между давлением внутри кабины и снаружи, остановилась на отметке −0,01 атмосферы, что говорит о нарушении герметичности кабины ещё до столкновения самолёта с землей.

Прочие версии специалистов

Версия Н. Ф. Кузнецова. По утверждению начальника Центра подготовки космонавтов в 1963—1972 годах, Серёгину в те времена нездоровилось: его часто рвало и он жаловался на сердечные боли. Во время выполнения виражей Серёгину снова стало плохо, очевидно, произошёл сердечный приступ. Он расстегнул ремни кресла и ремни парашюта. Гагарин, выполняя пилотаж, не сразу заметил состояние инструктора. Тело Серёгина, перемещаясь по кабине, сдвинуло из нейтрали органы управления и это заблокировало некоторые из них. Бросать друга в беде и сразу катапультироваться Юрий не стал. Боролся до конца и почти 10 минут ходил кругами над Новосёлово, пытаясь эволюциями самолёта привести в чувство Серёгина, а когда шансов на спасение не осталось — погиб вместе с ним.

Версия Игоря Кузнецова. В последние годы широкое распространение в СМИ получила версия бывшего сотрудника НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники, полковника ВВС в отставке Игоря Кузнецова. В соответствии с его анализом, в самолёте МиГ-15УТИ мог остаться полуоткрытым один из вентиляционных кранов. Нарушение герметичности кабины было обнаружено только на высоте в 3-4 тысячи метров. Поддавшись панической атаке, лётчики резко попытались снизиться до рекомендованного инструкцией уровня в 2 тысячи метров, но быстрый перепад давления вызывал у них потерю сознания. Версия оспаривается другими специалистами, в том числе из-за того, что 1) маловероятно, чтобы такие опытные лётчики поддались панике; у того же Гагарина были более серьёзные происшествия; 2) разгерметизация на такой высоте не является особым поводом для беспокойства.

Версия Владимира Аксёнова. В день гибели Юрия Гагарина, 27 марта 1968 года, Аксёнов проходил вместе с ним на аэродроме предполётное медобследование, но полетел на другом самолёте. Версия Аксёнова сводится к тому, что экипаж Гагарина и Серёгина, совершив ошибку в сложных метеоусловиях, не сориентировался в обстановке, что и привело к падению и гибели самолёта. Лётчик-космонавт уточняет, что метеоусловия в день авиакатастрофы были сложными, но вполне приемлемыми для выполнения лётных заданий. «Облачность в этот день была необычной: нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землёй. Затем до высоты 4 тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разрежениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали даже фотографии верхнего края, сделанные с самолёта-метеоразведчика», — отмечает Аксёнов. По его словам, последнее сообщение с борта самолёта Юрия Гагарина было о том, что они вместе с Владимиром Серёгиным закончили выполнение лётного задания, которым они занимались над верхним краем облачности, то есть на высоте более 4 тысяч метров. Аксёнов полагает, что своё сообщение лётчики сделали, вероятнее всего, после выхода из заключительной фигуры, на небольшой скорости в спокойном полёте, но находясь ещё на достаточно большой высоте. После этого им необходимо было выполнить значительное снижение, а затем подготовиться и проходить облачный слой.

Альтернативные версии гибели

Отсутствие внятной опубликованной официальной версии и объективных доказательств порождало целый ряд предположений и неофициальных версий гибели лётчиков. Эта тема продолжает волновать умы до сих пор. Среди таких альтернативных, противоречащих официальным утверждениям и источникам, версий есть как версии о гибели в ходе того же тренировочного полёта, так и совершенно иные версии, оспаривающие гибель и имеющие политическую подоплёку.

  • Очень полюбилась широким массам трудящихся версия о том, что Гагарин с Серёгиным перед полётом выпили по стакану водки. По официальным источникам эта версия опровергается заключением о том, что алкоголь в крови обоих пилотов обнаружен не был.
  • Существуют утверждения, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны. После этого, по одним версиям, была организована гибель Гагарина, по другим — официально объявленная катастрофа была фальсификацией, а Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после небольшой пластической операции на лице помещён в одну из провинциальных психиатрических больниц.
  • Ещё одни предположения гласят, что Гагарин сам подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего ещё много лет прожил под чужим именем в посёлке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже весьма пожилым человеком.
  • Ещё одна конспирологическая версия о малом «советском лунном заговоре» содержит обоснования и некоторые аргументы того, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полёта на учебном самолёте, а несколькими днями ранее на новом космическом корабле советской лунно-облётной программы.
  • Существует также неофициальная версия, имеющая хождение в околоавиационных кругах, по которой причиной катастрофы стало выполнение Гагариным фигур высшего пилотажа. После досрочного выполнения полётного задания Гагарин предположительно попросил у своего напарника-инструктора, командира полка, опытного лётчика, полковника Серёгина напоследок полетать «для души». Следует отметить, что Гагарина, опытного лётчика, любящего полёт, к тому времени оберегали от опасных заданий, не разрешали лететь в космос и ограничивали в полётах на самолётах. Достаточно широко известно, что Гагарин по характеру был человеком смелым, решительным и озорным, был способен на довольно рискованные поступки. По свидетельствам очевидцев самолёт достаточно далеко вышел из зоны полётов и, судя по показаниям радаров, начал выполнять фигуры высшего пилотажа. Выход из предписанной зоны полётов подтверждается расположением места падения самолёта, однако данные объективного контроля радарами впоследствии были изъяты из материалов дела. Срыв в штопор, ставший причиной катастрофы, был намеренным либо случайным результатом экстремального пилотирования. Точку поставила низкая облачность, о чём оба пилота не могли знать. Очевидно, что для руководства страны было невыгодно признавать Гагарина «воздушным хулиганом», виновным в гибели самого себя и Серёгина, поэтому данная версия не получила официальной огласки.


Просмотров: 13176


<<< Высоцкая, Анна Григорьевна
Гайдаренко, Степан Степанович >>>