Авиация Гёкчен, Сабиха

23 января 2011


Оглавление:
1. Гёкчен, Сабиха
2. Память



Первая в мире женщина — военный пилот

Сабиха Гёкчен, Бурса — 22 марта 2001, Анкара) — первая в Турции женщина-пилот и женщина — военный пилот. Одна из восьми приёмных дочерей Ататюрка.

Ранние годы

Согласно турецким источникам и интервью самой Сабихой Гёкчен, она была дочерью Мустафы Иззет Бея и Хайрийе Ханым, которые были этническим боснийцами. Журналист Грант Динк написал статью «Тайна Сабихи Хатун», в которой бывшая жительниц Газиантепа, Рипсимэ Себилджян, утверждала, что была родственницей Гёкчен, подразумевая её армянскую родословную. Официальные турецкие источники и единственная ныне живущая приёмная дочь Ататюрка, Улькю Адатепе, оспорили эту версию.

Карьера и знакомство с Ататюрком

Во время посещения Ататюрком Бурсы в 1925 году, Сабихе было 12 лет. Ознакомившись с её биографией и узнав про её бедную и тяжёлую жизнь, Ататюрк решил удочерить её, при этом попросив разрешения у её брата, так как Сабихе предстояло переехать во дворец президента в Анкаре, где она будет жить с другими дочерьми Ататюрка — Зехрой, Афет и Рукией. Сабиха окончила начальную школу в Анкаре и Ускюдарский колледж для девочек в Стамбульском районе Ускюдар.

После введения закона о фамилиях, 19 декабря 1934 года, Ататюрк дал ей фамилию Гёкчен. Однако в то время Сабиха не имела ничего общего с небом и самолётами.

Ататюрк часто уделял внимание авиации, также следил за фондом турецкой Аэронавигационной Ассоциации. Сабиха была вместе с Ататюрком на церемонии открытия лётной школы Türkkuşu 5 мая 1935 года, частью которой было авиашоу планеров и парашютистов, приглашенных из зарубежных стран. Позже Ататюрк спросил Сабиху, хочет ли она ли стать лётчиком, она кивнула, сказав: «Да действительно, я готова прямо сейчас». Ататюрк поручил директору лётной школы Фуаду Булдже зарегистрировать Гёкчен как первую женщину-стажёра, вскоре она получила лицензию пилота. Вместе с семью другими студентами Гёкчен послали в СССР для курса макетирования самолета неподвижного крыла. Когда Сабиха была в Москве, она узнала, что Зехра умерла, и немедленно возвратилась назад в Турцию, оставив обучение на некоторое время.

В начале 1936 года Ататюрк убедил её поступить в Академию Воздушных сил для того, чтобы она стала первой женщиной — военным пилотом в Турции. Она улучшила свои навыки и хорошо управляла бомбардировщиками и истребителями на авиабазе Эскишехир. Она получила опыт после участия в Эгейских упражнениях и упражнениях Фракии в 1937 году. В том том же году она приняла участие в военной операции против Дерси.

В 1938 году она выполнила пятидневный полет вокруг балканских стран. Позже она была назначена главным тренером лётной школы Türkkuşu при Аэронавигационной ассоциации Турции, где она служила до 1955 года и стала членом исполнительного органа Ассоциации. Сабиха Гёкчен облетела весь мир за 28 лет до 1964 года. Она написала книгу «Жизнь по пути Ататюрка», которая была издана в 1981 году турецкой Аэронавигационной ассоциацией, к столетию со дня рождения Ататюрка.

Аэропорт имени Гёкчен

В течение своей карьеры в турецких Воздушных силах Гёкчен пилотировала 22 различных типа самолета в течение более чем 8000 часов, из них 32 часа были боевыми вылетами.





Просмотров: 1441


<<< Эрхарт, Амелия
Авиакатастрофа в Жулянах 9 декабря 2007 >>>