Авиация ГЛОНАСС - Навигация

23 января 2011


Оглавление:
1. ГЛОНАСС
2. Текущее состояние
3. Конструкция спутника
4. Навигация
5. Функционирование спутников



Технические средства навигации

НАП «ГРОТ-М»
Приёмовычислительный модуль ГЛОНАСС 1К-181
Экран прибора-навигатора Glospace с отображением плана московских улиц в перспективной проекции и указанием местоположения наблюдателя
Ё-мобиль имеет ГЛОНАСС/GPS навигатор в стандартной комплектации

Впервые потребительские спутниковые навигаторы, рассчитанные на совместное использование ГЛОНАСС и GPS, поступили в продажу 27 декабря 2007 года — это были спутниковые навигаторы Glospace. Однако первым приёмником, рассчитанным на работу с американской и российской навигационными системами, был профессиональный прибор компании Ashtech GG24, выпущенный в 1995 году.

По сообщению Вестей-24, объём производства составляет полторы-две тысячи навигаторов в месяц, а вопрос обеспечения цифровыми картами поручено проработать Роскартографии. По сообщению РИА «Новости» от 20 мая 2008 года, важная проблема ГЛОНАСС состоит в нехватке цифровых карт, и вице-премьер Сергей Иванов на совещании по развитию транспортной системы поведал, что основные средства, выделяемые на ГЛОНАСС, пойдут именно на эту часть программы — на создание цифровых карт.

В России навигационную аппаратуру выпускают порядка 10 предприятий, ОАО «Русские Навигационные Технологии», ООО «ТехноКом», ООО «M2M телематика», ЗАО «Микчел-ТСК» и другие).

Комбинированная ГЛОНАСС/GPS аппаратура профессионального уровня изготавливается многими производителями, в том числе зарубежными фирмами Topcon, Javad, Trimble, Septentrio, Ashtech, NovAtel, SkyWave Mobile Communications.

В целях реализации Постановления Правительства РФ от 25 августа 2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» НПО ПРОГРЕСС разработало и выпустило аппаратуру спутниковой навигации ГАЛС-М1, которой уже сегодня могут быть оснащены многие виды военной и специальной техники Вооружённых Сил Российской Федерации.

Для автолюбителей перспективным направлением видится расширение функциональных возможностей ГЛОНАСС/GPS-приемников для более интенсивного использования навигаторов не только в автомобиле, но и вне его. Одно из потенциально востребованных таких расширений - добавление функций электронной книги.

Для декодирования сигналов ГЛОНАСС КБ «НАВИС» разработана специализированная микросхема. Поддерживаемые системы — ГЛОНАСС/GPS, а также GALILEO/COMPASS

  • Размеры: 9 × 11 × 2,5 мм
  • Энергопотребление: около 0,1 Вт

Это полнофункциональный чип: для работы ему требуется только подключение антенны и питания.

«Сейчас ГЛОНАСС используется только вместе с GPS» — считает Михаил Фадеев, независимый аналитик рынка GPS/ГЛОНАСС-навигации.

В мае 2011 года в розничную продажу поступили первые массово производимые ГЛОНАСС/GPS навигаторы компаний Explay, Lexand и Prology. Они все были собраны на чипсете MSB2301 тайваньской компании Mstar Semiconductor .

Точность навигации

В настоящее время точность определения координат системой ГЛОНАСС несколько отстаёт от аналогичных показателей для GPS.

Согласно данным СДКМ на 22 июля 2011 года ошибки навигационных определений ГЛОНАСС по долготе и широте составляли 4,46—7,38 м при использовании в среднем 7—8 КА. В то же время ошибки GPS составляли 2,00—8,76 м при использовании в среднем 6—11 КА.

При совместном использовании обеих навигационных систем ошибки составляют 2,37—4,65 м при использовании в среднем 14—19 КА.

Согласно заявлениям главы Роскосмоса Анатолия Перминова, принимаются меры по увеличению точности. К 2010 году точность системы ГЛОНАСС должна быть улучшена до 5,5 метров, а к 2011 году до 2,8 метров. Среди мер по повышению точности российской системы обычно называются пополнение орбитальной группировки, увеличение точности эфемерид, улучшение потребительских устройств и постепенная замена спутников на более совершенные Глонасс-М и Глонасс-К.

Россия начала работы по размещению станций системы дифференциальной коррекции и мониторинга для повышения точности и надежности работы навигационной системы ГЛОНАСС за рубежом. Первая зарубежная станция уже построена и успешно функционирует в Антарктиде, это станция «Беллинсгаузен». Тем самым обеспечены необходимые условия для непрерывного глобального мониторинга навигационных полей космических аппаратов ГЛОНАСС. Текущая сеть наземных станций насчитывает 14 станций в России и две станции в Антарктиде. Развитие системы предусматривает развертывание восьми дополнительных станций на территории РФ и пяти станций за рубежом.

При этом использование обеих навигационных систем уже сейчас даёт существенный прирост точности. Европейский проект EGNOS, использующий сигналы обеих систем, даёт точность определения координат на территории Европы на уровне 1—3 метров.

Доступность навигации

Информационно-аналитический центр ГЛОНАСС публикует на своём сайте официальные сведения о доступности навигационных услуг в виде карт мгновенной и интегральной доступности, а также позволяет вычислить зоны видимости для данного места и даты. Оперативный и апостериорный мониторинг систем GPS и ГЛОНАСС также осуществляет Российская система дифференциальной коррекции и мониторинга.

На 4 февраля 2010 года количество видимых над горизонтом над Россией спутников ГЛОНАСС, как правило, было равно 6-8 КА. Согласно карте интегральной доступности точность определения координат «хорошая» и лучше осуществлялось для России практически в течение всего дня. В некоторых районах земного шара «хорошая» и лучше точность определения координат могла осуществляться только в течение 80 % времени суток, а в некоторых точках и в течение 70 %.

На 29 марта 2010 года количество видимых над горизонтом над Россией спутников ГЛОНАСС, как правило, было равно 7-8 КА. Для 30 марта 2010 года согласно карте интегральной доступности точность определения координат «хорошая» и лучше осуществляется для России практически в течение всего дня. В некоторых районах земного шара «хорошая» и лучше точность определения координат может осуществляться только в течение 92 % времени суток, а в некоторых точках и в течение 80 %.

При совместном использовании ГЛОНАСС и GPS в совместных приёмниках точность определения координат практически всегда «отличная» вследствие большого количества видимых КА и их хорошего взаимного расположения.

Сотрудники шведской компании Swepos, обслуживающей общенациональную сеть спутниковых навигационных станций, признали преимущество российский системы навигации ГЛОНАСС над американской GPS, сообщает Reuters. По словам Бо Йонссона, ГЛОНАСС обеспечивает более точное позиционирование в северных широтах.

"Российские спутники располагаются выше, чем спутники GPS, поэтому наше оборудование видит их лучше", - объяснил Бо Йонссон, который также добавил, что услугами ГЛОНАСС пользуется более 90 процентов от числа всех клиентов компании. Стоит также заметить, что Swepos стала первой зарубежной компанией, признавшей преимущество ГЛОНАСС над GPS.



Просмотров: 6020


<<< RINEX