Авиация Х-29 - Применение

01 июля 2011


Оглавление:
1. Х-29
2. Конструкция
3. Модификации
4. Применение
5. Эксплуатанты
6. Оценка ракеты
7. Аналоги
8. Интересные факты



Ракеты семейства Х-29 являются ракетами малой дальности, и для их применения требуется визуальный контакт с целью. С одной стороны, это гарантирует корректную селекцию цели, с другой, самолёт-носитель вынужден входить в зону действия ПВО противника.

Тактика применения

Тактика применения ракет Х-29
— из пикирования; — с высотного полёта; — с низковысотного полёта
— «горка»; — пикирование на цель

Алгоритм применения всех модификаций ракеты схож: пилот самолёта-носителя определяет положение цели, наводит на него пилотажный индикатор и удерживает его до того момента, пока головка самонаведения ракеты не осуществит устойчивый захват цели. Далее производится пуск ракеты, сразу после которого самолёт-носитель может покинуть зону стрельбы. В случае применения ракет с лазерной системой самонаведения, наводчик должны осуществлять подсветку цели лазером до момента попадания ракеты. В случае применения ракет с телевизионной или радиолокационной головкой самонаведения, этого не требуется.

В зависимости от средств ПВО противника, различается тактика применения ракет. Если у противника имеются ЗРК большой и средней дальности, то самолёт-носитель приближается к цели на малых высотах с огибанием рельефа местности, где он является сложной целью для зенитных ракет. В этом случае ракета, ведомая автопилотом, делает «горку» — то есть, используя скорость, приданную носителем и собственным ракетным двигателем, набирает высоту и занимает позицию над целью. Если у противника имеется лишь зенитная артиллерия, ЗРК малой дальности и ПЗРК то применяется пуск ракеты с пикирования. При этом самолёт подходит к цели на большой высоте, где он неуязвим для огня с земли и пикирует в направлении цели. Для снижения скорости пикирования выпускаются тормозные щитки самолёта. Как только пилот подтвердит устойчивый захват цели головкой самонаведения, он производит пуск и выходит из пикирования, снова поднимаясь на высоту. Пуск ракеты из высотного горизонтального полёта возможен, но на практике применяется редко.

Ракета, оказавшись над целью, переходит в режим самонаведения и начинает крутое пикирование. Следящий координатор ГСН удерживает цель, а автопилот ракеты на основании угловой скорости движения координатора выдаёт корректирующие сигналы воздушным рулям.

Боевое применение

Ракеты Х-29 активно применялись во многих вооружённых конфликтах последнего времени, где они доказали свою высокую эффективность.

Афганская война

Первое боевое применение ракет Х-29 советскими войсками произошло в апреле 1987 года в Афганистане. С двух штурмовиков Су-25, пилотируемых А. В. Руцким и Высоцким, по вырубленным в скалах складам были выпущены 4 ракеты.

Сразу обнаружилась «ахиллесова пята» данного оружия — зависимость от погодных условий: из-за плотного дыма две из четырёх ракет не попали в цель. Тактику применения высокоточного оружия также пришлось серьёзно пересмотреть. Изначально предполагалось, что весь комплекс мер по применению Х-29 будет выполняться одним самолётом. Но для одноместных штурмовиков Су-25 это оказалось неприменимо — один лётчик не справлялся: ему нужно было вести самолёт под огнём противника и при этом за короткое время обнаружить цель, навести ракету и подсвечивать цель до попадания боеприпаса. По аналогичной причине неэффективной оказалась и схема, при которой использовалась пара самолётов, один из которых подсвечивал цель, а другой наносил удар. Наиболее удачной оказалась практика использования ракет в хорошую погоду при помощи наземных наводчиков, которые хорошо знали местность и могли необходимое время облучать цель лазером, а ракета запускалась со штурмовика с дистанции 4-5 км при пикировании с углом около 30°.

С принятием этих мер ракеты оказались настолько точными, что позволяли оказывать непосредственную поддержку войскам на передовой, в частности для уничтожения ДОТов душманов. Командир одной из десантных рот описывал применение Х-29 следующими словами: «над нами проскочила пара самолетов, и тут же что-то светлое влетело в амбразуру между камней и разнесло ДОТ в щебенку». С появлением этих ракет стали уязвимы базы, склады, мастерские и огневые точки, расположенные в скальных пещерах, бывшие крайне сложной целью для артиллерии и пехоты. Обычные авиационные боеприпасы наносили мало вреда подобным укреплениям, ведь даже малый промах означал бесполезный взрыв в скальной породе. Высокоточные же ракеты попадали непосредственно во входы пещер и даже амбразуры ДОТов, делая неэффективной природную защиту. Применение ракеты Х-29 против таких целей было очень эффективным — тяжёлая бронебойно-фугасная боевая часть, проламывая камень, взрывала их изнутри.

После того, как ракетами Х-29 были уничтожены несколько штабов и исламский комитет душманов, они осознали всю серьёзность нового оружия. За наземными наводчиками началась настоящая охота — специализированные бронемашины авиационного наведения на базе бронетранспортёров БТР-70 во время перерывов в боевых действиях приходилось даже укрывать на авиабазах.

Всего за время боевых действий в Афганистане по данным ОКБ Сухого было выпущено 139 высокоточных ракет с лазерным наведением.

Ирано-иракская война

Во время ирано-иракской войны иракские войска применяли ракеты Х-29 с самолётов МиГ-23БН и Мираж F-1 для уничтожения иранских аэродромов, нефтедобывающих установок, мостов и портовых сооружений — как для создания препятствий действий иранских вооружённых сил, так и для подрыва экономики Ирана, получавшего основные поступления в бюджет от торговли нефтью.

Особое внимание уделялось уничтожению иранских нефтетерминалов на побережье Персидского залива. В частности, терминал на острове Харг, находящийся в 225 км от границы, осенью 1985 года атаковался иракской авиацией 77 раз. Неуправляемые ракеты и свободнопадающие бомбы были неэффективны против прикрытых мощной ПВО сооружений, поэтому иракские лётчики перешли на использование высокоточных ракет с лазерным наведением — французских AS.30L и советских Х-29Л. Для преодоления средств противовоздушной обороны, «Миражи» подходили к острову на малой высоте на расстояние около 8-15 км, кратковременно поднимались до визуального контакта с целью, запускали ракеты и опять уходили на малые высоты.

Целеуказание при подобных атаках проводилось с борта самолёта на большой высоте и удалении от цели, недосягаемом для ПВО объекта атаки. Для наведения ракет применялся контейнер лазерного целеуказания ATLIS, французского производства, с которым дальность применения ракет Х-29Л возросла до 15 км.

Позже для подобных атак иракские войска приспособили противокорабельные ракеты «Экзосет» с дальностью пуска до 30 км.

Чеченская война и

Ракеты Х-29 применялись в военных операциях в Чечне для уничтожения защищённых объектов боевиков. Климат северного Кавказа наложил серьёзные ограничения на применение высокоточного оружия — плохая видимость сильно затрудняла захват целей головками самонаведения. Например, за весь декабрь 1994 года в Чечне было всего 2 дня с ясной погодой, когда было возможно использовать все возможности высокоточного оружия.

Эфиопо-эритрейский конфликт

К 2000 году эфиопской авиации удалось в значительной мере захватить господство в воздухе, однако ситуацию осложнила поставка с Украины ЗРК «Квадрат», которые представляли серьёзную опасность. Первые комплексы были доставлены 19 мая 2000 года. Позиции ЗРК были определены радиоразведкой с борта патрулирующих эфиопское воздушное пространство Су-27.

Для поражения целей были выбраны хорошо зарекомендовавшие себя штурмовики Су-25ТК. На каждый самолёт было установлено по две высокоточные ракеты Х-25МП с радиолокационными головками самонаведения и по две Х-29Т с телевизионными ГСН. Дальность полёта обеспечивалась парой подвесных топливных баков на каждом самолёте. Прикрытие от истребителей противника осуществлялось тремя группами истребителей Су-27, две из которых были размещены на флангах, а ещё одна — на большой высоте обеспечивала радиолокационный обзор. Радиотехническая маскировка атаки проводилась наземными станциями постановки активных помех.

Слабообученные эритрейские расчёты были не готовы к столь массированной атаке — эфиопские штурмовики беспрепятственно приблизились на дистанцию около 30 км и выпустили по радарам обнаружения и целеуказания противорадиолокационные ракеты. В каждую из двух РЛС попали по две ракеты, полностью их уничтожив. Оставшиеся «слепыми» 3 пусковые установки были без проблем уничтожены штурмовиками ударами Х-29Т с телевизионными ГСН.

Проведённая после налёта радиотехническая разведка подтвердила уничтожение ЗРК противника, и в дело вступили истребители-бомбардировщики, нанеся массированный авиаудар по войскам эритрейцев. Однако уже на следующий день радиотехническая разведка обнаружила вторую батарею «квадратов», и действия авиации снова пришлось приостановить.

Для нейтрализации угрозы была избранна та же тактика, что и при уничтожении первой батареи: основной удар должны были нанести Су-25 высокоточными ракетами, прикрытие обеспечивали Су-27, а наземные помехопостановщики должны были затруднить работу ЗРК.

Штурмовики, следуя отработанной схеме, приблизились на дистанцию пуска ракет и обстреляли РЛС комплекса противорадиолокационными Х-25МП. Но, в отличие от первого случая, обслуживание ЗРК проводилось хорошо обученными украинскими специалистами — сумев быстро режектировать наземные помеховые станции, расчёт «квадрата» обнаружил атакующие штурмовики и выпустил по ним 2 ракеты. Одна из зенитных ракет поразила Су-25, после чего противорадиолокационные ракеты уничтожили станцию целеуказания и вторая ракета самоуничтожилась. Повреждённый штурмовик был вынужден выйти из боя, однако, пилот смог благополучно посадить его на базе. Оставшийся Су-25 двумя Х-29 уничтожил пару пусковых установок 2П25.

После подтверждения радиоразведкой уничтожения РЛС ЗРК, оставшиеся пусковые установки были уничтожены свободнопадающими авиабомбами с истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН..

Происшествия

В конце 1970-х годов на полигоне Лунинец в Белоруссии из-за отказа катапультного устройства на самолёте Су-17 майора Игнатова, ракета Х-29 не была отстрелена, но её двигатель отработал. Самолёт получил серьёзные повреждения, но лётчик смог благополучно посадить его на базу.

В одном из испытательных полётов над полигоном Суурпаки на самолёте МиГ-27К 88-го АПИБ капитана Г. Криворучко в полёте у ракеты Х-29 разорвался двигатель. Детонации боевой части не произошло. Осколки оперения и корпуса ракеты повредили обшивку самолёта, однако лётчик смог благополучно посадить самолёт.





Просмотров: 5682


<<< Х-31