Авиация К-5 (ракета)

24 февраля 2011


Оглавление:
1. К-5 (ракета)
2. Модификации и носители



К-5 — советская управляемая ракета класса «воздух-воздух» с радиокомандной системой наведения. Разработана в КБ-1, под руководством Д.Л. Томашевича. Разработка К-5 началась в 1951 г.

История разработки

Работы по созданию первой системы управляемого ракетного вооружения для истребителей перехватчиков, начались в КБ-1, почти за год до официального правительственного постановления от 1 апреля 1952 года. К-5 изначально задумывалось как достаточно компактное оружие, чтобы его можно было разместить на истребителе МиГ-15, причем предполагалось что истребитель будет нести четыре ракеты, что должно было обеспечить большую вероятность поражения цели. В несекретных документах ракета получила обозначение «ШМ».

НИИ-17 занялся разработкой РЛС для системы вооружения К-5. В очень короткий срок, на базе РЛС РП-1У «Изумруд» для всепогодных модификаций истребителей МиГ-15 и МиГ-17, была создана РЛС РП-2У «Изумруд-2», которая в различных модификациях устанавливалась на МиГ-17, МиГ-19 и первых серийных Як-25.

Первый автономный пуск «ШМ» с МиГ-17П состоялся 8 октября 1953 г. в районе полигона Владимировка, в Астраханской области. Пуски «ШМ» по самолетам-мишеням начались в марте 1955 г., и уже 8-го числа была поражена первая мишень. После принятия на вооружение в 1956 г. система получила наименование С-1-У, самолет - МиГ-17ПФУ, а сама ракета - РС-1У. Четыре ракеты РС-1У размещались на пусковых устройствах АПУ-3 с замками-держателями 369-Ш.

В соответствии с декабрьским правительственным Постановлением 1954 г. сорок ракетоносцев МиГ-17ПФУ выпустили в 1956 г. на заводе 21 в Горьком. В 1956 г. провели войсковые испытаний, завершив их с положительными результатами. Еще одним носителем новой системы вооружения стал двухдвигательный перехватчик Як-25. Количество этих перехватчиков было крайне мало - упоминается лишь одна группа ракетоносцев Як-25, базировавшаяся на восточном побережье Каспийского моря, у Красноводска.

Для истребителя МиГ-19 была разработана усовершенствованная ракета К-5М, с увеличенной площадью крыльев, улучшенной устойчивостью, увеличенными топливным зарядом и запасами сжатого газа для рулевых приводов и большей боевой частью. К-5М представили на испытания весьма оперативно - уже весной 1956 г. во Владимировке состоялись ее первые пуски с истребителя МиГ-19.

После принятия системы на вооружение по Постановлению от 28 ноября 1957 г. 134-54 она получила обозначение С-2-У, ракета - РС-2У. На горьковском заводе 21 носитель запустили в серию под обозначением МиГ-19ПМ, выпустив 369 самолетов с 1956 по 1960 год.

Уже во второй половине пятидесятых годов система К-5 рассматривалась как устаревшая и не планировалась к применению на перспективных самолетах. Однако, обстоятельства сложились так, что с некоторыми доработками она стала основой вооружения Су-9 - наиболее скоростного и высотного советского перехватчика первой половины шестидесятых годов. Этот вариант К-5 получил обозначение К-51, но в ряде документов использовалось обозначение К-5МС.

Еще до оформления Постановления решением Военно-промышленной комиссии 12 от 3 марта 1958 г. было задано переоборудование под комплекс К-51 одного из первых серийных Т-3, а также изготовление на заводе 153 еще трех ракетоносцев с представлением на испытания в мае-июле. В мае 1958 г. летчик-испытатель В.И. Ильин поднял в воздух первый носитель системы К-51 - самолет Т-43-2, переделанный для этих испытаний из ПТ-8. Под крылом суховского носителя ракеты размещались на пусковых устройствах АПУ-19 и АПУ-20. В ходе летных испытаний К-51 в составе Т-3 удалось подтвердить возможность применения ракет в диапазоне высот от 7 до 20 км, а также выполнить автономные пуски на высотах до 23 км. В соответствии с Постановлением от 10 октября 1960г. 1108-460 авиационно-ракетный комплекс перехвата Т-3-51 с принятием на вооружение получил обозначение Су-9-51, самолет - Су-9, РЛС ЦД-30 - РП-9, ракета К-51 - РС-2УС. Вскоре после принятия на вооружение в составе Су-9, РЛС ЦД-30 в варианте ЦД-З0Т нашла применение и на более крупносерийном самолете - МиГ-21ПФ. После того как разработка Р-3 с радиолокационной ГСН затянулось, было решено вооружить МиГ-21 ракетами РС-2УС. Этими ракетами были вооружены модификации МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.

Ракеты семейства К-5 выпускались также и в Китае, где их производство под наименованием PL-1 осуществлялось в соответствии с переданной в конце пятидесятых годов лицензией.





Просмотров: 726


<<< К-13 (авиационная ракета)
КС-172 >>>