Авиация Ка-15

02 июля 2011





Ка-15
Назначение: Многоцелевой 
Первый полёт: 14 апреля 1953 
Всего построено: 354 
Производитель: Авиационный завод в Улан-Удэ 
Модификации: Ка-15М, УКа-15 
Габариты
Диаметр несущих винтов: 9,96 м
Длина фюзеляжа: 6,26 м
Ширина фюзеляжа: 2,85 м
Высота: 3,35 м
Основные массы
Нормальная взлётная: 364 кг
Максимальная грузоподъёмность: 1370 кг
Силовая установка
Количество, тип, марка: 1 х ПД АИ, 14В 
Мощность: 1 х 228 л.с.
Лётно-технические характеристики
Экипаж: 1 чел.
Пассажиров: 1 чел.
Максимальная скорость
в горизонтальном полёте:
155 км/ч
Дальность полёта практическая: 350 км
Динамический потолок: 3500 м
Вооружение

«Курица») — вертолет соосной схемы, разработанный в ОКБ Н.И.Камова. Первый вертолет ОКБ Камова, выпущенный большой серией. Первый полет на Ка-15 выполнил летчик-испытатель Дмитрий Ефремов, 14 апреля 1953 года.

Вертолет изначально разрабатывался для нужд морской авиации: как противолодочный вертолет, корабельный разведчик и связной. Испытания проводились НИИ-15 ВМФ на базе ОКБ-4 в Москве с 28 января по 12 февраля 1955 года. С 23 марта по 14 апреля того же года, испытания Ка-15 продолжили на кораблях ЧФ. Государственные испытания проходили в Феодосии с 15 апреля по 11 мая 1955 года. В 1956 году на авиационном заводе в Улан-Удэ начали серийное производство этих машин. Всего было построено 354 вертолета всех модификаций.

Начиная с 1957 года Ка-15 начали поступать в строевые соединения ВМФ. Из-за малой грузоподъемности, Ка-15 оказался неэффективен как противолодочный вертолет - мог брать на борт всего два гидроакустических буя для слежения за подводными лодками; при этом аппаратура управления находилась на втором вертолете, а средства уничтожения - на третьем. Помимо этого, эксплуатация Ка-15 на флоте сопровождалась многочисленными неполадками, указывающими на низкую надежность этой машины: флаттер несущего винта, колебания типа "Земной резонанс" во время руления и т. д. В июле 1960 года, один из Ка-15, принадлежащий 710-му Отдельному Вертолетному Авиаполку, разбился из-за схлестывания лопастей после взлета с аэродрома Новонежино; в ноябре, случай схлестывания повторился, но машину удалось посадить. Указанные два случая были не единственными. В мае 1963 года, полеты Ка-15 в ВМФ запретили.

В Аэрофлоте и в ДОСААФ, вертолеты находились в эксплуатации до начала 1970-х годов и применялись для подготовки курсантов наряду с Ми-1, для опыления посевов на сельскохозяйственных работах в регионах СССР с теплым климатом — в Молдавии и в Казахстане. Некоторое количество Ка-15 обслуживало рыболовецкие и китобойные флотилии, базируясь на борту рыболовецких судов. В этой роли Ка-15 имел преимущества перед Ми-1, благодаря меньшим размерам и отсутствию длинной хвостовой балки с рулевым винтом. В 1959 году, два вертолета Ка-15 были зачислены в состав Управления Полярной Авиации при ГУСМП, и получили регистрационные номера СССР-Н-26 и СССР-Н-27. Испытательные полеты выполнялись с борта ледокола "Ермак", во время его нахождения в Мурманске. Зимой 1959-1960 года, вертолеты участвовали в промысловой экспедиции в Арктике, базируясь на борту флагманской шхуны "Чистополь".

Имеются неподтвержденные официально сведения, что некоторое количество Ка-15 было отправлено во Вьетнам, во время агрессии США в этой стране: вертолеты, якобы, перевозили железнодорожным транспортом через территорию Китая.

Последние экземпляры Ка-15 и Ка-18 были списаны в Молдавском УГА, сразу же после поступления первых серийных вертолётов Ка-26.

На этих новых вертолётах был исправлен один из главных недостатков Ка-15: малое расстояние между верхним и нижним ротором, из-за чего лопасти иногда схлёстывались в полете. На опытных экземплярах расстояние между роторами было на 150 мм больше, чем на серийных; его пришлось уменьшить, чтобы решить проблему с флаттером несущего винта, и такая доработка позволила запустить машину в серию. Сами же лопасти были тонкими и очень гибкими. Пилоты, летавшие на Ка-15, отмечали, что полёт со скоростью более 100 км/ч становился опасным — лопасти верхнего и нижнего ротора сближались настолько, что между законцовками оставалось не более 10 см. Среди недостатков называлась малая мощность двигателя АИ-14 и чувствительность к «земному резонансу» — рулить по земле на Ка-15 можно было только по идеально ровной поверхности. В целом Ка-15 оценивался эксплуатантами как недостаточно надёжный и безопасный вертолёт, что и послужило причиной его быстрого «ухода со сцены».



Просмотров: 975


<<<