Авиация Колдуэлл, Клайв Робертсон

23 января 2011


Оглавление:
1. Колдуэлл, Клайв Робертсон
2. Награды



Клайв Колдуэлл на Викискладе

Клайв Робертсон Колдуэлл по призвищу Убийца — лучший австралийский лётчик-ас Второй мировой войны, сбивший в составе Королевских ВВС Великобритании 27 самолётов противника.

Биография

Клайв Колдуэлл родился 28 июля 1910 года в пригороде Льюшема, Новый Южный Уэльс. В 1938 году состоял в аэроклубе Нового Южного Уэльса, где и научился летать. Когда началась Вторая мировая война, Клайв вступил в Королевские военно-воздушные силы Австралии. Колдуэлл хотел стать истребителем, но его возраст был выше допустимой к обучению нормы. Поэтому Клайв изменил данные в своём свидетельстве о рождении и был принят в RAAF. Колдуэлл был направлен на обучение лётчиков для службы в Содружеских ВВС по Императоскому воздушно-тренировочному плану.

Вторая мировая война

Клайв Колдуэлл был направлен в 73-ю эскадрилью RAF, в составе которой Клайв летал на истребителе Хоукер Харрикейн и принял участие в Североафриканской кампании. Однако почти сразу же, Клайва перевели в 250-ю эскадрилью, оснащенную новыми Кёртисс P-40. Эскадрилья принимала участие в Сирийско-Ливанской операции, а затем снова вернулась в Северную Африку. 26 июня 1941 года, во время своего 30-го боевого вылета, Клайв одержал свою первую воздушную победу.

4 июля 1941 года на глазах у Клайва немецкий пилот расстрелял спыскавшего на парашюте товарища Колдуэлла. Такая практика была принята и у союзников, но считается что именно после этого случая Клайв окончательно укрепился в своём отношении к этому вопросу. Через несколько месяцев журналисты дадут Колдуэллу прозвище «Убийца». Причиной для этого прозвища было нежелание Клайва использовать аппаратуру для фотосъёмки вражеских войск. Вместо этого Колдуэлл брал увеличенный боезапас и использовал его, практически без остатка. В одном из интервью Клайв заметит, что никогда не расстреливал тех, кого могли бы взять в плен.

29 августа 1941 года, когда Клайв возвращался в одиночестве на базу, он был атакован двумя Bf.109. Нападавшими были лейтенант Вернер Шрёер, самый известный немецкий ас в Северной Африке, и его ведомый. «Томогаук» Колдуэлла был сбит, хотя сам он успел сбить ведомого Шрёера и сильно повредить его Bf 109E-7.

23 ноября Колдуэлл встретился с ещё одним выдающимся асом противника — гауптманом Вольфгангом Липпертом, командиром группы II./JG27, на счету которого было 29 побед. Самолёт Липперта был сбит, а сам он неудачно выпрыгнул и попал в плен. За эту победу Клайв был награждён крестом «За выдающиеся лётные заслуги».

5 декабря 1941 года над Ливией Клайв на своём P-40 «Tomahawk» в течение нескольких минут сбил 5 вражеских пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ю-87. В результате 26 декабря в «London Gazette» вышло сообщение о нагрждении Клайва Колдуэлла сразу двумя крестами «За выдающиеся лётные заслуги».

24 декабря Клайв подбил вражеский Bf.109, пилотировал который немецкий ас из III группы Jagdgeschwader 27 — Эрбо фон Кагенек, одержавший 69 воздушных побед. Колдуэлл отметил, что лишь подбил самолёт аса, однако некоторые источники считают, что фон Кагенек умер через несколько дней от полученных ран.

Клайв Колдуэлл демонстрирует список своих побед, 1944 год.

В январе 1942 года Колдуэлл получил очередное звание и был назначен командиром 112-й эскадрильи, самой первой эскадрильи EATS в составе RAF. В её составе в основном находились польские лётчики, именно из-за этого Клайв в дальнейшем будет награждён польским «Крестом храбрых».

В составе эскадрильи Клайв сбил еще три вражеских самолёта, в числе которых был немецкий ас со 109 победами, лейтенант Ганс-Арнольд Штахльшмидт. В подразделении Клайва решили, что Bf.109 Штахльшмидта рухнет на территории союзников, однако тот смог дотянуть до дружественной территории. В этом же году Колдуэлл был отозван из Северной Африки. На счету Клайва были 22 победы за 550 лётных часов в 300 боевых вылетах.

Тихоокеанский театр военных действий

В 1942 году Австралия подверглась давлению со стороны Японской империи. Клайв Колдуэл был отозван RAAF и назначен командующим 1-го авиакрыла, в составе которого находились 54-я эскадрилья RAF и 452-я и 457-я эскадрильи Австралийских ВВС. Крыло было оснащено Супермарин Спитфайрами, и в начале 1943 года направлено в Дарвин для отражения японских воздушных налётов. В первый же боевой вылет Колдуэлл сбил два самолёта противника: истребитель Mitsubishi A6M Zero и бомбардировщик Nakajima B5N.

Союзные пилоты редко ввязывались в бои с японскими истребителями, в виду большого расстояния до своихавиабаз в Голландской Ост-Индии. В первое время крыло несло большие потери из-за неопытности пилотов и технических неисправностей Спитфайров в тропиках. В результате подразделение было направлено для участия в Новогвинейской кампании, а на его место возвращена 5-я воздушная армия Военно-воздушных сил США.

17 августа 1943 года над Арафурским морем Клайв сбил свой последний самолёт. Всего им было сбито 6,5 японских самолёта. После этого Колдуэлл был назначен командиром 2-й тренировочной группы RAAF. 14 октября 1943 года Клайв был награждён орденом «За выдающиеся заслуги». Когда театр военных действий переместился на север, Клайв вернулся в Дарвин, в качестве командира 80-го авиакрыла.

Клайв Колдуэлл и командор Гарри Кобби, герой Первой мировой войны, Моротай 1945 год.

В апреле 1945 года Клайв Колдуэлл проходил службу в Моротае и принимал активное участие в так называемом Моротайском мятеже. В январе 1946 года военный трибунал понизил Колдуэлла в звании и в феврале Клайв оставил службу.

Послевоенное время

После война Колдуэлл работал торговым представителем по закупке самолётов между американской компанией и правительством Филиппин. Затем присоединился к сиднейской компании по экспорту/импорту тканей и вскоре стал её управляющим директором. В 1953 году Колдуэлл становится председателем правления. Под его руководством компания Clive Caldwell Pty Ltd была значительна расширена.

Клайв Колдуэлл умер в Сиднее 5 августа 1994 года.





Просмотров: 874


<<< Грей, Колин Фолкленд
Куттельвашер, Карел Мирослав >>>