Авиация Конструкция самолёта

23 января 2011


Оглавление:
1. Конструкция самолёта
2. Шасси
3. Силовая установка



Конструкция самолёта представляет собой планер, состоящий из фюзеляжа, крыла и хвостового оперения, оснащённый двигателем и шасси. Современные самолёты оснащаются также авионикой.

Планер

Планер самолёта включает фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, шасси и гондолы, куда помещают двигательные установки или другие агрегаты. Этот набор элементов характерен для классической компоновки. Некоторые элементы могут отсутствовать в других.

Компоновочные схемы

На сегодняшний день различают следующие компоновочные схемы самолётов:

  • классическая компоновка
  • бесхвостка
  • утка
  • летающее крыло
  • продольный триплан
  • тандем
  • конвертируемая

Фюзеляж

Различные типы фюзеляжей

Фюзеляж является «телом» самолёта. В нём располагаются кабина экипажа, топливные баки, системы управления и контроля, пассажирские места, оружие и так далее. Фюзеляж состоит из продольных балок, шпангоутов и металлических листов.

Пассажирские самолёты разделяют на узкофюзеляжные и широкофюзеляжные. У первых диаметр поперечного сечения фюзеляжа составляет в среднем 2-3 метра. Диаметр широкого фюзеляжа — не менее шести метров. Все широкофюзеляжные самолёты — двухпалубные: на верхней палубе располагаются пассажирские места, на нижней — багажное отделение. Существуют самолёты с двумя пассажирскими палубами.

Крыло

Ил-76, высокоплан с Т-образным оперением

Крыло является ключевой частью в конструкции самолёта, оно создаёт подъёмную силу: профиль крыла устроен таким образом, что консоль разделяет набегающий на самолёт поток воздуха. Над верхней кромкой крыла образуется область низкого давления, одновременно под нижней — область высокого давления, крыло «выталкивается» наверх, и самолёт поднимается.

Крыло чаще всего крепятся к фюзеляжу через центроплан, расположенный в нижней части фюзеляжа или в верхней. Крепление крыла непосредственно к центральной части фюзеляжа без центроплана характерно для боевых самолётов. Самолёт также может иметь два, три и более крыла. Чаще всего у самолётов, имеющих два крыла, одно крыло крепится к верхней части фюзеляжа, а другое — к нижней.

На крыле установлено множество отклоняющихся меньших консолей: закрылки, предкрылки, спойлеры, элероны и другие. Они позволяют регулировать перемещение самолёта в трёх плоскостях, путевую скорость и некоторые другие параметры полёта. Часто на крыльях устанавливаются вертикальные законцовки, которые уменьшают завихрения воздуха на кончиках крыла, снижая уровень вибрации, и, как следствие, экономя топливо. Внутри крыльев, как правило, установлены топливные баки.

Аэродинамические свойства крыла определяются его размахом, площадью, а также углом стреловидности. Существуют самолёты с изменяемой стреловидностью крыла.

Оперение

Оперение устанавливается в хвостовой части фюзеляжа. Хвостовое оперение в большинстве случаев представляет собой вертикально расположенный киль и стабилизаторы, близкие по конструкции к крылу. Киль регулирует устойчивость самолёта по оси движения, а стабилизаторы — тангаж.

Оперение чаще всего бывает вертикальным или Т-образным. Реже имеются два киля на обоих кончиках цельного стабилизатора. На некоторых боевых самолётах дополнительное оперение устанавливается в носовой части фюзеляжа. Из-за плохой путевой устойчивости сверхзвуковые самолёты имеют непропорционально большой киль или даже два киля.



Просмотров: 6767


<<< Эйлмер Малмсберийский
V-образное оперение >>>