Авиация Лебедев, Владимир Александрович - Таганрогский период В. А. Лебедева

22 января 2011


Оглавление:
1. Лебедев, Владимир Александрович
2. Промышленная деятельность В. А. Лебедева
3. Таганрогский период В. А. Лебедева
4. Семья



Первый пробный шар В. Лебедев бросил ещё в 1915 году, когда 29 сентября акционерное общество воздухоплавания „В. А. Лебедев и К“ запросило таганрогскую городскую управу о продаже земли для постройки своего аэропланного завода. Ответ был дан довольно быстро. Приехав в Таганрог, Владимир Лебедев быстро понял, что лучшего места, чем участок — между строящимся Русско-Балтийским заводом и „Карантином“ просто не найти. Во-первых, на этом заводе уже строилась электростанция и можно было, по крайней мере первое время, не строить свою, а пользоваться электроэнергией соседей. Во-вторых, по территории Русско-Балтийского завода уже прокладывали железнодорожную ветку, её можно было продлить до своего предприятия и уже на стадии строительства подвозить сюда строительные материалы, а потом и оборудование. Рядом было море и наконец тут же были большие пустующие площади, столь нужные для развития и аэродрома и самого завода. Впервые побывав здесь, В. А. Лебедев уже и не мыслил себе другого места для будущего завода.

В. А. Лебедев, Таганрог, 1917 г.

Весной 1916 года городской землемер Илья Хакандопуло уже приступил к составлении геодезического описания границ городской выгонной земли, а в июле того же года спешно начинается строительство аэропланного завода.

Лето 1916 года. Ещё не был подписан договор о земле, не оформлены запродажная и купчая. Едва был определен только сам земельный участок, как спешно начались строительные работы. Для ведения земляных работ были наняты артели рабочих, которые жили тут же в построенных наспех шалашах и землянках. Для транспортных работ нанимались крестьяне ближних сел со своими быками и подводами. Лебедев очень спешил с постройкой, так как прекрасно понимал сложившуюся ситуацию. Следовало максимально плодотворно использовать строительный сезон и возвести здания первых цехов под крышу до наступления осенней непогоды и зимних холодов. Потом уже можно было приступить, используя зимнюю передышку, к отделочным работам внутри корпуса, а также к размещению оборудования, станков, материалов.

Приехав в Таганрог 6 июля 1916 года Владимир Лебедев, вскоре приобретает себе здесь дом на углу Итальянского переулка по улице Чехова. А чуть позже по железной дороге из Петрограда прибывает его автомобиль, который производит большое впечатление на местную публику, особенно после такого его экстравагантного поступка: В. А. Лебедев устраивает бесплатное катание на своем легковом автомобиле для всех желающих. А их набралось так много, что по Чеховской улице невозможно было пройти, хотя конечно много было просто любопытных. Катали вначале по Итальянскому переулку до Петровской улицы, потом до шлагбаума, потом от шлагбаума по Петровской к морю. Катали до тех пор, пока не кончился бензин. Автомобиль пришлось доставлять к дому при помощи четверки лошадей, выделенных начальником местной пожарной команды. Эта история так нашумела в городе, что и через семьдесят лет об этом помнили старожилы.

Ещё в апреле 1916 года В. Лебедев сумел подписать совершенно фантастический контракт на постройку 225 самолетов „Лебедь-XII“. Руководил строительством в Таганроге архитектор Д. Я. Поваляев. К сожалению не удалось установить авторство проекта возводимых зданий, но, несомненно, большую роль в его разработке и проектировании сыграл сам Владимир Лебедев. Он уже имел большой опыт строительства первых авиационных заводов в Петрограде, Пензе, Ярославле, а до этого внимательно изучал организацию авиационного производства в Париже.

Таганрогский аэропланный завод отличался высокой культурой производства и был хорошо спланирован.

Интересно был построен сборочный цех. Главная сборка — состояла из двух параллельных потоков, один для сухопутных самолетов, другой — для морских. К сборочному цеху примыкали два крыла, где изготавливались части и детали сухопутных и морских машин. Все это напоминало поточную систему на современном самолетостроительном предприятии. А хороший морской спуск, возможности расширения территории, близость металлургической и топливной баз, водные и железнодорожные пути сообщения, наличие квалифицированных рабочих — все это открывало перед строящимся заводом широкие перспективы в будущем.

Одновременно с производственными корпусами будущего завода строилась и Главная контора в три этажа, где предполагалось разместить не только административные службы, но также технический отдел и конструкторское бюро.

В. А. Лебедев решил создать в Таганроге не только гидроаэропланный завод, где можно строить самолеты, но проектировать и создавать новые типы и испытывать их. Для чего уже в 1916 году рядом с купальнями стали строить гидростанцию с пляжем для гидропланов.

Пока же Лебедев снял для своей конторы второй этаж здания по Дебальдовскому переулку рядом с Греческой улицей, именно здесь принимались на работу первые рабочие — таганрожцы. Но так как в городе не было специалистов авиационного профиля, то уже в конце 1916 года из Петрограда переводится группа квалифицированных рабочих, которые и составили костяк будущего завода. Прошло 90 лет, а почти все здания лебедевского завода сохранились до сих пор, за исключением сборочного цеха, который сгорел в начале Великой Отечественной войны. В здании Главной конторы и сегодня размещается заводоуправление, в корпусах лебедевского завода расположены ныне опытное производство ТАНТК имени Г. М. Бериева.

Датой основания Таганрогского аэропланного завода принято считать 17 сентября 1916 года.

Шёл третий год Первой мировой войны. В стране всё труднее было поддерживать хозяйственные связи. Тяжело, судорожно работал железнодорожный транспорт, стремительно обесценивался рубль, росли глухое недовольство и общая усталость от войны. Лебедеву и его соратникам пришлось очень сложно в таких трудных условиях продолжать заниматься и строительством самолетов, винтов, автомобилей и строить новые авиационные заводы одновременно в разных городах. Возникающие проблемы, даже небольшие, решались тяжело и приходилось буквально заваливать письмами и прошениями различные правительственные учреждения.

Всего было построено на Петроградском и Таганрогском заводах фирмы с августа 1916 по 1 марта 1919 года 216 самолетов „Лебедь-ХП“, из них испытано и сдано 192 самолета. Часть из них ставилась на поплавки и несла службу в морском флоте. Такие машины собирали и на Таганрогском аэропланном в 1917 году. Именно поплавковый „Лебедь“, стал первым отечественным самолетом, поднявшимся в таганрогское небо. В Таганроге также до революции успели наладить сборку самолетов „Сопвич-разведчик“ с мотором „Клерже“, а кроме того здесь стали собирать двухместные француз-ские бипланы „Вуазен-LA“ конструкции братьев Вуазен. Это был первый самолет, собранный на таганрогском заводе весной 1917 года.

В начале января 1918 года Общество передает свой таганрогский завод в аренду Госковскому, Моске и Гончарову и В. Лебедев и уходит от дел.

В январе 1919 года главнокомандующий Вооруженными Силами Юга России генерал А. И. Деникин перевел свою Ставку в Таганрог. Есть сведения, что в правительстве, образованном при Ставке Деникина, в качестве министра служил В. А. Лебедев. Он стал заниматься вопросами ремонта самолетов, находившихся на вооружении, как армии Деникина, так и его английских советников. Но этот период длится совсем недолго. Вскоре он уезжает в Сербию, а оттуда во Францию.

Там он и умер в 1947 году в Париже и похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

За заслуги перед Францией в развитии авиации он был награждён орденом Почетного легиона.

Только сейчас осмысливается жизнь и деятельность этого незаурядного, удивительного человека, фанатика авиации и подлинного патриота России.

Ещё в начале 1917 года он был избран Председателем Всероссийского аэроклуба.

В годы первой мировой войны Лебедев отказался от собственной прибыли в пользу государства, хотя был крайне стеснён в средствах.

Как организатор промышленности он сумел, обладая совсем малыми капиталами, построить и оснастить пять авиационных заводов, в том числе и Таганрогский завод, крупнейший в тогдашней России по производственной площади.





Просмотров: 2267


<<< Ларош, Раймонда де
Лилиенталь, Отто >>>