Авиация Lockheed P-2 Neptune - Служба

02 мая 2011


Оглавление:
1. Lockheed P-2 Neptune
2. Описание конструкции
3. Вооружение и оборудование
4. Служба
5. Интересные факты
6. Тактико-технические характеристики



P2V «Нептун» почти 40 лет служил ВМФ США и до сих пор находится на вооружении в других странах. Первой в марте 1947 года получила самолёты этого типа патрульная эскадрилия VP-ML-2. Последний «Нептун» был списан в апреле 1982 года. Всего фирмой «Локхид» было выпущено 1229 самолётов P2V различных моделей, в том числе 193 для иностранных государств и организаций.

Модификации

Ниже приведено краткое описание основных моделей и модификаций самолёта.

P2V-2

P2V-2 в 1952 году

В 1945 году с фирмой «Вега» был заключён контракт на поставку 151 самолёта новой модели P2V-2 с улучшенным двигателем и 20-мм пушками в передней турели, однако после капитуляции Японии количество самолётов было сокращено до 51 единицы.

На модели P2V-2 были установлены новые двигатели Wright R-3350-24W развивавшие мощность 2500 л.с. при 2900 об/мин без инжекции воды и 2800 л.с. с инжекцией. В новом двигателе был увеличен коэффициент сжатия и коэффициент турбокомпрессии, в результате были расширены боевые возможности самолёта, увеличена высота подъёма. Был использован новый трёхлопастный пропеллер Гамильтона и электрическая система антиобледенения вместо спиртовой.

В передней части самолёта турель с двумя 12,7-мм пулемётами был заменена шестью фиксированными 20-мм пушками AN-M2 в качестве противокорабельного и противолодочного средства. В дальнейшем в носовой части стали устанавливать усовершенствованные пушки AN-M3.

Кормовая турель в первых 17 самолётах P2V-2 осталась прежней, а на следующих 6 самолётах заменена на усовершенствованную турель Mk IV, а начиная с 24-й единицы в хвостовой части устанавливалась турель Emerson X-220-RH-1 с двумя 20-мм пушками.

Средняя турель была умешьшена в размерах и сделана более обтекаемой. Начиная с 9-го самолёта этой модели пулемёты в средней части были заменены турелью Emerson X-220-SE-101 c 20-мм пушками. Таким образом, P2V-2 стал первым бомбардировщиком ВМФ США, полностью вооружённым 20-мм пушками.

Под крыльями были установлены узлы подвески для 16 ракет HVAR калибра 127 мм.

Начиная с 23-й единицы на самолёте начали устанавливать гиростабилизированный бомбовый прицел Mk 18 Mod 0.

На P2V-2 впервые появились средства для сброса гидроакустических буёв.

Система антиобледенения кроме крыльев была установлена также в хвостовых стабилизаторах. Тестирование показало, что система прекрасно работает, и в дальнейшем у P2V-2 никогда не было проблем с обледенением.

Усиление оружия увеличило массу самолёта почти на тонну, что сказалось на скороподъёмности. Однако увеличение мощности повысило скорость на 24 км/ч и уменьшило разбег при взлёте.

В хвостовой части самолёта были установлены узлы подвески для четырёх 2000-фн пороховых ускорителей, которые в течение 10 секунд обеспечивали суммарную тягу 3600 кГ.

Благодаря прекрасным качествам нового самолёта, заказ на новую модель был увеличен до 81 единицы.

Модификация P2V-2N предназначалась для разведки и спасательных операций в Арктике. Полностью демонтировано оружие, установлена одна из первых моделей магнитного детектора. К шасси были прикреплены лыжи, что позволяло самолёту взлетать и садиться и на обычной полосе и на на заснеженной территории. Когда шасси убиралось, лыжи прилегали снизу к корпусу мотогондолы. Эта модификация получила название «Полярный медведь».

Модификация P2V-2S выполняла функции самолёта ДРЛО и была оснащена обзорным радаром AN/APS-20 в обтекателе под фюзеляжем.

P2V-3

P2V-3, 1951 год

Следующей моделью самолёта стала P2V-3, оснащённая ещё более мощными двигателями Wright R-3350-26W, которые развивали мощность 3200 л.с. при 2900 об/мин в режиме с инжекцией воды. Мощность при взлёте без инжекции составляла 2700 л.с. при 2900 об/мин.

Это была первая модель, полностью укомплектованная для противолодочных операций. Фирма получила контракт на производство 53 самолётов стандартной конфигурации.

Модификация P2V-3W выполняла функции самолёта ДРЛО и была оснащена обзорным радаром AN/APS-20 в большом обтекателе под фюзеляжем на месте бомбового отсека. Выпущено 30 самолётов этой модификации.

Эти самолёты использовались для ведения тайной электронной разведки. Неизвестно, являлось ли обозначение их как самолётов ДРЛО маскировкой, или только некоторые самолёты этой модификации были оснащены разведывательным оборудованием.

Модификация P2V-3С представляла собой дальний бомбардировщих-носитель атомного оружия, способный взлетать с палубы авианосца. На самолёте отстуствовала большая часть оружия стандартной конфигурации: демонтированы пушечные турели и узлы подвеса ракет. Оборудованы дополнительные баки для горючего.

Для взлёта с авианосца в хвостовой части размещены восемь 1000-фн пороховых ускорителей RATO. Самолёты предназначались для атомных бомбардировок удалённых территорий. Большая дальность полёта и возможность взлёта с авианосца в любой точке мирового океана, делали его идеальным носителем атомного оружия. Никаких следств для посадки на авианосец самолёт не имел. После бомбардировки он должен был сесть на аэродром или совершить вунужденную посадку на воду вблизи корабля. Идея создания такого специального самолёта была, видимо, навеяна историей «рейда Дулиттла», когда в 1942 году американские армейские бомбардировщики, взлетев с авианосца «Хорнет», совершили первый налёт на Токио. Всего было выпущено два самолёта этой модификации.

Модификация P2V-3B предназначалась для атомных бомбардировок. Всего произведено 16 самолётв этой модификации. Самолёт был оснащён радарной системой прицельного бомбометания AN/ASB-1.

Модификация P2V-3Z представляла собой бронированный пассажирский и транспортный самолёт. Предназначалась для перевозки высокопоставленных лиц ВМС США в зоне боевых действий.

Носовая и средняя турель были демонтированы, четырёхлопастный винт заменён трёхлопастным.

P2V-4

Очередной моделью самолёта стала модель P2V-4, оснащённая двигателями Wright R-3350-30W Turbo Compaund. Этот двигатель обладал не только рекордной для серийных поршневых двигателей мощностью, но и рекордной экономичностью. Потребление горючего составляло 178 г/л.с.·ч. Благодаря этому дальность полёта увеличилась на 20% и значительно улучшилась скороподъёмность. Дополнительные топливные баки на концах крыльев ёмкостью 3255 л позволяли самолёту совершать полёты дальностью 9550 км с полной бомбовой нагрузкой и оборудованием общей массой 4500 кг. Дополнительный запас топлива и новый обзорный радар под фюзеляжем, а также сопутствующие меры по улучшению прочности конструкции привели к увеличению максимального веса самолёта с 24 500 до 30 600 кг.

В 1948 году ВМФ США заказал 52 самолёта этой модели.

Первые экземпляры новой модели, появившиеся в феврале 1950 года, были оснащены двигателем 26W. Серийный выпуск модели 30W начался весной 1951 года, и к ноябрю 1951 года новыми двигателями были переоборудованы все ранее выпущенные самолёты P2V-4.

В модели P2V-4 впервые появились новые 20-мм авиационные пушки M24. Шесть орудий были жёстко закреплены в нижней носовой части самолёта, и ещё две – подвижно в хвостовой турели. Боезапас новых пушек составлял 700 выстрелов на ствол. В средней части самолёта располагалась турель с двумя 12,7-мм пулемётами.

Дополнительные топливные баки на концах крыльев при необходимости могли сбрасываться. В передней части правого бака был установлен мощный прожектор. Обзорный радар AN/APS-20 в обтекателе под фюзеляжем был стандартной принадлежностью этой модели самолёта.

Данная модель была ориентирована на противолодочные операции против дизельных лодок и получила прозвище «Snorkel Snipper». Поскольку самолёт был оснащён гидроакустическими буями, экипаж увеличился до 8 человек. Во время Корейской войны самолёты этой модели осуществляли океанское патрулирование.

P2V-5

P2V-5 в 1952 году
Турбореактивный двигатель J-34 на самолёте модификации P2V-5F

В модели P2V-5 шесть неподвижных носовых пушек были заменены турелью с дистанционно управляемыми спаренными пушками. Для улучшения обзора было расширено остекление кабины.

Прожектор, установленный в передней части топливного бака на концевике правого крыла, автоматически направлялся в точку прицеливания передней турели. В передней части аналогичного левого бака был установлен обзорный радар AN/APS-8.

В 1949 году ВМФ США заказал 45 самолётов этой модели. А в 1950 году – дополнительно 25 самолётов моделей P2V-5 и -6.

С началом войны в Корее началось невиданное процветание фирмы «Локхид». Наряду с заказами от ВМФ США фирма начала поставки самолётов P2V-5 в Австралию и Великобританию. В связи с увеличением объёма заказов, производство большей части комплектующих было передано субподрядчикам.

В модификации P2V-5F на пилонах с внешней стороны от мотогондол были установлены два турбореактивных двигателя Westinghouse J34-WE-34 с тягой 1470 кГ. Боевая нагрузка самолёта возросла до 4500 кг.

Реактивные двигатели применялись для облегчения взлёта и увеличения скорости во время боя. Для размещения пилонов количество узлов подвески ракет HVAR пришлось уменьшить с 16 до 8.

Модификация P2V-5FD служила носителем для беспилотных самолётов-мишеней Ryan Firebee, которые крепились на пилонах с внешней стороны от реактивных двигателей. Было демонтировано всё оружие, включая среднюю турель и направляющие для ракет, а также топливные баки на концах крыльев. Добавлена электронная аппаратура для управления мишенями. Самолёты этой модификации находились на вооружении до начала 1970-х годов.

Модификация P2V-5FE являлась самолётом электронной разведки. Она была оснащена реактивными двигателями J-34 и дополнительной электронной аппаратурой.

Модификация P2V-5FS представляла собой противолодочный самолёт. Она была оснащена реактивными двигателями J-34, сбрасываемыми гидроакустическими буями систем Julie/Jezebel и аппаратурой для обработки информации от буёв.

P2V-6

В модели P2V-6, первый полёт которой состоялся 16 октября 1952 года, появилось оборудование для минных постановок и узлы подвески для управляемых ракет «воздух—поверхность». Носовая часть самолёта была удлинена на 0,3 м для размещения нового оборудования. Мотогондолы целиком выполнены из нержавеющей стали. Новое оборудование включает систему для ночного пуска торпед, а также радар для прицельного бомбометания и высотной аэрофотосъёмки.

В этой модели отсутствовали дополнительные реактивные двигатели. Вместо радара AN/APS-20 в передней части под фюзеляжем располагался небольшой обтекатель радара AN/APS-70. Для защиты при атаках на малой высоте, наиболее уязвимые места самолёта были защищены бронёй весом в несколько сот кг.

Модификация P2V-6B/P2V-6M выла вооружена противолодочными ракетами Fairchild Petrel AUM-N-2, которые представляли собой пороховой ускоритель с самонаводящейся противолодочной торпедой в качестве боеголовки. Первоначально получила обозначение P2V-6B, но затем переименована в P2V-6M, что более точно соответствует её назначению.

Модификация P2V-6F была дополнительно оснащена реактивными двигателями J-34-WE на пилонах с внешней стороны от мотогондол.

Модификация P2V-6T представляла собой учебный самолёт. Всё оружие было демонтировано, на большей части самолётов сняты также топливные баки, располагавшиеся на концах крыльев.

P2V-7

P-2H, 1963 год
OP-2E в 1966/67 годах над Лаосом
AP-2H, 1969 год

Модель P2V-7 оснащена новым двигателем W32 мощностью 4000 л.с.

Кроме того, установлены два турбореактивных двигатели J-34-WE-36 со статической тягой 1540 кГ. Вместо радара AN/APS-70, которым была оборудована предыдущая модель, на P2V-7 вернули AN/APS-20, однако обтекатель радара AN/APS-20 сдвинут вперёд по сравнению с моделью P2V-5. Уменьшены топливные баки на концах крыльев и улучшена их обтекаемость. Первые самолёты этой модели несли носовую и хвостовую турели, однако в дальнейшем турели были убраны, перепланирована кабина пилота, а в хвостовой части установлен магнитный датчик. Для самообороны оставлена средняя турель со спаренными 12,7-мм пулемётами. Боевая нагрузка увеличена до 4500 кг.

Модификация P2V-7S представляла собой противолодочный самолёт, оснащённый гидроакустическими буями Julie/Jezebel, а также средствами электронного противодействия.

Модификация P2V-7L/7LP представляла собой самолёт для Антарктических исследований. Радар APS-20 демонтирован, вместо него установлен радар APS-31 в передней части одного из топливных баков на концах крыльев. Установлены дополнительные электрогенераторы, обогреватели мотогондол, шасси оснащено лыжами. Три самолёта модификации 7L переоборудованы в 7LP путём установки триангуляционных камер.

Модификация NP-2H использовалась ЦРУ для ночной разведки в операции «Muddy Hill». На ней была установлена ночная телекамера, радар для следования рельефу местности, панорамная камера в хвостовой части, противопожарная пена в крыльевых баках. На них также стояли бронированные сиденья для первого и второго пилотов, снятые с вышедших из строя вертолётов. Был построен только один самолёт этой модификации.

Модификация AP-2H представляла собой ночную и всепогодную «летающую канонерку». Вместо магнитного датчика установлена хвостовая 20-мм турель Aero 11/A, радар SPS-20 заменён более компактным APQ-20, установленным позади крышки переднего шасси. Под кабиной пилотов установлены инфракрасные датчики и телекамера для ночной съёмки. Установлены скорострельные 7,62-мм револьверные пулемёты Minigun и 40-мм гранатомёт. Самолёты использовались ВМФ США во время операций в Юго-Восточной Азии с конца 1967 по весну 1969 года. Участвовали в операции «Igloo White», а также в напалмовых бомбардировках.

Модификация DP-2H предназначалась для управления беспилотными самолётами.

Модификация EP-2H представляла собой ретранслятор сигналов телеметрии от беспилотных самолётов.

В модификации OP-2H радар APS-20 заменён более компактным, установленным под передней турелью. Демонтирована большая часть противолодочных средств, включая магнитный датчик в хвостовой части. Установлена подвеска 7,62-мм пулемёта М60 для стрельбы из салона, а также точки подвески дополнительных пулемётов. В обтекателе в задней части фюзеляжа установлена телекамера. Этот самолёт использовался для сбрасывания датчиков движения на «тропу Хошимина» во время войны во Вьетнаме.

P-2J

Источник информации:.

Последней моделью самолёта стала P-2J, построенная в Японии фирмой «Кавасаки». Работа над моделью началась в 1961 году, первый полёт состоялся в 1966 году, а последний из 89 P-2J выпущен в 1979 году.

Поршневые двигатели Wright были заменены японскими копиями турбовинтовых двигателей General Electric T64-IHI-10 мощностью 2850 л.с. с трёхлопастными пропеллерами. Дополнительные турбореактивные двигатели IHI-J3 с тягой 1400 кГ также были японскими копиями американских двигателей. С новой двигательной установкой P-2J достиг максимальной скорости 650 км/ч.

Экипаж самолёта увеличился до 12 человек. Была увеличена и изменена форма хвостовой части самолёта. Радар AN/APS-20 заменён более компактным AN/APS-80. Установлена более современная и компактная электроника, высвобожденные объёмы использовались для дополнительных топливных баков. Чтобы вписаться в меньший объём мотогондол, вместо одноколёсных основных стоек шасси применены двухколёсные с шинами меньшего диаметра.

Из-за пацифистских настроений в послевоенной Японии, разработка и производство P-2J затягивались. В 1980-х годах все «Нептуны» были заменены более современными «Орионами».



Просмотров: 4575


<<< McDonnell Douglas C-17 Globemaster III
Lockheed P-3 Orion >>>