Авиация Менгон (аэродром) - История

12 февраля 2011


Оглавление:
1. Менгон (аэродром)
2. География
3. История
4. Катастрофы
5. Авиационные памятники



Как самостоятельный гарнизон существует с 1947 года, на аэродроме имеется искусственная взлётно-посадочная полоса с 1949 года. С 1953 года на постоянную дислокацию сюда переведёна 692-я САД 7 ВМФ. В составе дивизии были два полка: 55-й ПАП в/ч 90724 и 64-й ПАП в/ч 09694. На вооружении полков 692-й САД имелись самолёты Пе-2, Ту-2, Ла-11, МиГ-15.

В состав дивизии, на 10 мая 1953 года, также входили, помимо двух авиаполков: 1714 отдельный батальон связи и земного обеспечения самолётовождения, 543 школа младших авиаспециалистов, 169 минно-торпедная часть, 244 автомобильная кислорододобывающая станция, 140 дивизионные ремонтные мастерские, Дом Офицеров, управление дивизии.

К концу 1953 года проведено перевооружение на Ил-28. С 1958 года личный состав полков начал переучивание на самолёты Ту-16, часть самолётов Ил-28 переоборудована в буксировщики мишеней и переданы в отдельную авиаэскадрилью на аэродроме Май-Гатка.

В 1959 году на аэродроме Каменный Ручей сформирована отдельная авиаэскадрилья на самолётах-имитаторах ракет — МиГ-17СКД. Эскадрилья расформирована в 1961 году.

Помимо Ту-16 разных модификаций, на аэродроме эксплуатировались Ли-2, затем Ту-104Ш, вертолёты Ми-8, три самолёта Ан-2, затем Ан-26. До 1967 года в порядке эксперимента в 568 полку существовала эскадрилья самолётов Ту-16ПЛО. На тот момент на аэродроме имелась ИВПП 2500х100 м.

В 1978 году в гарнизон передислоцирован 310-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия в/ч 99315 на самолётах Ту-142 и приданная полку база противолодочного вооружения в/ч 99323. ИВВП была достроена ещё на 900х60 метров.

Из частей управления и обеспечения в гарнизоне были: управление дивизии в/ч 42957, 140 дивизионные ремонтные мастерские в/ч 56132, 365 Отдельная стационарная база управления и обеспечения посадки самолётов в/ч 40763, 3226 АТехБ в/ч 26869, 2377 склады ГСМ и КРТ в/ч ???, 469 отряд морской инженерной службы, 143 поликлиника ТОФ, 863 военно-строительный отряд, 96 газотурбинная станция, 204 ремонтно-техническая база флота в/ч 40689. На сопке к юго-востоку гарнизон прикрывал ракетный дивизион ПВО от в/ч 33096.

В конце 70-х годов аэродром интенсивно расширяется — строятся новые стоянки и рулёжки, устанавливается новое РТО аэродрома. В 1980 году 568-й МРАП был переучен и получил в две авиаэскадрильи 20 самолётов Ту-22М2 вместо Ту-16. Затем был переучен и перевооружён 570-й МРАП.

Сформирована 267 объединённая технико-эксплуатационная часть в/ч 53031, вместо ТЭЧ АП 568 и 570 полков. Построены и расширены 4 стоянки на базе расформированной ТЭЧ 570 МРАП. Интересно, что в ОТЭЧ нет специальной газовочной площадки — все 4 стоянки являются универсальными — и газовочными, и технологическими площадками для р/р.

В 1986 году в 310-м ОПЛАП формируется эскадрилья Ту-142МР. В 568-й МРАП поступает для опытной эксплуатации Ту-22МП. В конце 80-х 310 ОПЛАП перевооружается на Ту-142МЗ.

Недалеко от Комсомольска-на-Амуре строится аэродром 1 класса Менгон, служебные и жилые помещения, для будущей передислокации 310 ОПЛАП. Также аэродром Менгон вместо первоначально планировавшегося Каменного Ручья должен был стать одним из резервных мест для приземления космоплана советской многоразовой транспортной космической системы «Буран». Одновременно на аэродроме Каменный ручей строятся стоянки и рулёжные дорожки для Ту-160, и несколько новых пятиэтажных жилых домов. Однако, этим планам сбыться было не суждено, так как развалили СССР. В 1992 году все самолёты Ту-16 сняты с вооружения и перекатаны в «зелёную зону», где ждут очереди на разделку. Старые Ту-142 крушили на недостроенных стоянках 160-х.

В 1993 году 143-я МРАД переименована в 25 гвардейскую МРАД. В 1994 году ликвидировано управление дивизии и 570-й МРАП. В 1996 году 568-й гвардейский МРАП перевооружён на Ту-22М3, часть самолётов Ту-22М2 перелетела в Хороль, остальные к концу века будут порезаны на родном аэродроме. На аэродром передислоцирована 355-я отдельная спасательная авиаэксадрилья в/ч 60053 с аэродрома Май-Гатка. В 1999 году 355-я ОСАЭ вошла в состав 310-го ОПЛАП в качестве отряда ПСС. Произведена замена отряда вертолётов Ми-14ПС на пару Ка-27ПС.

В 2002 году путём вливания в 568 гв. МРАП 310 ОПЛАП и 267 ОТЭЧ сформирован 568-й гвардейский отдельный смешанный авиаполк.

В начале 2010 года части гарнизона переформированы в 7061 гвардейскую авиабазу Тихоокеанского флота России.



Просмотров: 8166


<<< Воркута (аэродром)
Список аэродромов совместного базирования России >>>