Авиация MG 151 - Боеприпасы
28 июня 2011Оглавление:
1. MG 151
2. Особенности конструкции
3. Принцип бикалиберной пушки
4. Боеприпасы
5. Использование
Патрон 15×96 мм с бронебойным подкалиберным снарядом H-Pzgr предназначался для стрельбы по наземным целям. Высокие показатели бронепробития 40 мм/0°/300 м достигались, в частности, использованием твердосплавного сердечника с оживальной головной частью. Патрон 15×96 мм с калиберным бронебойно-трассирующим снарядом Pzgr.patr. был оптимизирован для стрельбы по воздушным целям.
При разработке 20 мм патрона конструкторы фирмы Маузер увеличили диаметр дульца патрона 15×96 мм, одновременно уменьшили высоту гильзы до 82 мм для сохранения длины обоих патронов одинаковыми и равными 147 мм. Новый патрон 20×82 мм снаряжался снарядами, унифицированными с используемыми к пушке MG FF/M с последующим проведением их усовершенствования. Всего в боекомплекте имелось семь типов патронов различного назначения, для стрельбы по различным типам целей, что представляется избыточным с точки зрения принятой в СССР практики. Гильзы обоих калибров латунные или стальные без закраины, диаметр основания гильзы 25,0 мм.
Обе пушки MG 151 и MG 151/20 выпускались в вариантах с ударным и электровоспламенением, при этом патроны с ударным капсюлем и электровоспламенителем не являлись взаимозаменяемыми.
MG 151 | Масса патрона, г |
Масса снаряда, г |
Масса заряда, г |
Масса ВВ, г |
Начальная скорость, м/с |
Бронепробитие мм/град/м |
Темп стрельбы, выст/мин |
---|---|---|---|---|---|---|---|
БТ | 165 | 72 | 25,6 | - | 850 | 26/0/300 | 750 |
БП | 151 | 52 | 26,0 | - | 1030 | 40/0/300 | 700 |
ОТ | 151 | 57 | 25,6 | 4,5 | 960 | - | 700 |
ОЗТ | 151 | 57 | 25,6 | 1,95 + 1,4 з.ш. | 960 | - | 700 |
БТ бронебойно-трассирующий; БП бронебойно-подкалиберный; ОТ осколочно-трассирующий; ОЗТ осколочно-зажигательно-трассирующий
MG 151/20 | Масса патрона, г |
Масса снаряда, г |
Масса заряда, г |
Масса ВВ, г |
Начальная скорость, м/с |
Бронепробитие мм/град/м |
Темп стрельбы, выст/мин |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ф | 183 | 92 | 20,0 | 18,7 тэн или HA41 | 805 | 6/20/200 | 650 |
ОТ | 205 | 115 | 17,8 | 6,2 | 705 | - | 700 |
ОЗТ | 205 | 115 | 17,8 | 3,7 | 705 | - | 700 |
Б | 205 | 115 | 18,5 | - | 705 | 12/30/300 | 750 |
БР | 205 | 115 | 18,5 | 4,5 | 705 | 10/30/300 | 750 |
Ф фугасный; Б бронебойный; БР бронебойно-разрывной. Угол от нормали к поверхности брони.
Принципиально новым и не имеющим аналогов среди боеприпасов авиапушек других воюющих государств являлся 20 мм фугасный снаряд, в основу разработки которого были положены исследования баллистика Губерта Шардина процессов детонации и экспериментальных замеров давления во фронте ударной волны. В новом боеприпасе удалось объединить ряд технических и технологических новшеств того времени:
- новый принцип поражения элементов конструкции самолета импульсом давления во фронте ударной волны
- полученный глубокой вытяжкой тонкостенный корпус снаряда из легированной стали, упрочненный ТВЧ, что позволило увеличить массовую долю разрывного заряда до 20 % по сравнению с 5-7 % у снарядов осколочного типа
- мощное взрывчатое вещество на основе металлизованного тэна под маркой Pentrit A, которое в 1942 г. заменено составом HA 41 на основе гексогена, последний характеризовался увеличенным зажигательным и фугасным действием
- взрыватель с детонатором замедленного действия на газодинамическом принципе индекс VC. Обеспечивал возможность разрыва фугасного снаряда во внутренних отсеках конструкции самолёта, не рассчитанных на приложение избыточного давления.
- электровоспламенение патрона для регулирования темпа стрельбы и т. п.
При попадании 20 мм фугасного снаряда в киль или плоскость самолета, выполненных из древесных материалов самолет мгновенно лишался этих элементов, что означало прекращение управляемого полета.
В силу того, что фугасный снаряд эффективно работал по конструкции самолета, рекомендованная для пушки 151/20 при стрельбе по воздушным целям комплектации патронной ленты включала только 20 процентов бронебойных выстрелов. Для сравнения, стандартная комплектация боезапаса 20-мм пушки «Испано-Сюиза» английских истребителей на 50 процентов состояла из бронебойных выстрелов.
Практика войны подтвердила эффективность действия малокалиберного фугасного снаряда по авиационным конструкциям. После войны в СССР и союзных странах была увеличена степень наполнения авиационных снарядов взрывчатым веществом, которые в отечественной практике получили наименование осколочно-фугасных зажигательных снарядов.
Просмотров: 5533
|