Авиация МиГ-21 - Экспорт

01 июля 2011


Оглавление:
1. МиГ-21
2. МиГ-21-93
3. Модификации
4. Тактико-технические характеристики
5. Экспорт
6. Дополнительные факты
7. Сохранившиеся экземпляры



Страны, эксплуатирующие МиГ-21 и уже снявшие МиГ-21 с вооружения

Представленные в этом списке страны не включают те, в ВВС которых на вооружении стоял F-7.

  • Азербайджан — МиГ-21 последних производственных серий, оставшиеся в республике после распада СССР. Всё ещё находится на вооружении.
  • Алжир
  • Ангола
  • Армения
  • Афганистан
  • Бангладеш — В начале 1973 года ВВС Бангладеш получили 12 МиГ-21МФ и 2 МиГ-21УМ. Последние МиГ-21УМ были выведены из боевого состава в 1994 года и переданы в военный музей.
  • Белоруссия — МиГ-21 последних производственных серий, оставшиеся в республике после распада СССР. Сняты с вооружения в 90-х.
  • Болгария — Начиная с сентября 1963 года, 19-й истребительный авиаполк получил 12 МиГ-21Ф-13, впоследствии часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21Ф-13Р и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Выведены из эксплуатации в 1988 году. В январе 1965 вторая эскадрилья 18-го авиаполка получила 12 МиГ-21ПФ, как и в случае с Ф-13, часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21ПФР и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Сняты с вооружения в 1991 году. Кроме МиГ-21ПФ, в 1965 году ВВС Болгарии получили 12 МиГ-21ПФМ. В 1977—1978 за ними последовало ещё 36 подержанных советских МиГ-21ПФМ и два таких истребителя в 1984 году. Все МиГ-21ПФМ стояли на вооружении 15-го авиаполка до 1992 года. В 1962 году, 26-ой рап получил шесть разведывательных МиГ-21Р. В 1969—1970 году, в 19-й иап поступило 15 МиГ-21М, закончили службу эти самолёты в 1990 году в 21-ом иап. В 1974—1975 году в Болгария получила двадцать МиГ-21МФ, часть из которых впоследствии была переделана в разведывательный вариант МиГ-21МФР и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Сняты с вооружения в 2000 году. С 1983 по 1990 год ВВС Болгарии получили 72 МиГ-21бис. Половина из них была в варианте САУ, эти истребители получил 19-й авиаполк, а вторая половина с системой «Лазурь». МиГ-21бис были сняты с вооружения в 2000 году. Кроме боевых МиГ-21, ВВС Болгарии получили 39 спарок в вариантах МиГ-21У, МиГ-21УС и МиГ-21УМ. Последние учебные МиГ-21 были сняты с вооружения в 2000 году, а до этого, в 1994, десять МиГ-21УМ были проданы Индии. За всё время эксплуатации в авиакатастрофах было потеряно 38 истребителей: 3 МиГ-21Ф-13, 4 МиГ-21ПФ, 7 МиГ-21ПФМ, 5 МиГ-21М, 6 МиГ-21МФ, 2 МиГ-21бис, 2 МиГ-21Р, 1 МиГ-21УС и 8 МиГ-21УМ.
  • Буркина Фасо — В 1984 году из СССР было поставлено 8 МиГ-21МФ. Истребители дислоцировались на авиабазе в Уагадугу. Последний исправный самолёт был выведен из эксплуатации в 2000 году.
  • Венгрия — В начале 60-х годов Советский Союз поставил Венгрии 48 истребителей Миг-21Ф-13, в 1964 на вооружение поступили первые из 24 перехватчиков МиГ-21ПФ, в 1971 — первые из 48 МиГ-21МФ. В 1975-79 годах венгры получили 62 истребителя МиГ-21бис. Кроме боевых самолётов, ВВС Венгрии получили спарки — 16 МиГ-21У и 24 МиГ-21УМ. В 1978 году МиГ-21Ф-13 были сняты с вооружения, в 1990—2000 годах за ними последовали и остальные модификации МиГ-21. Дольше всех прослужили варианты МиГ-21бис/УМ.
  • Вьетнам
  • Гвинея
  • Гвинея-Бисау
  • ГДР — В мае 1962 года свои первые МиГ-21Ф-13 получил авиаполк JG-8 в Марксвальде, вслед за ним этими истребителями были вооружены JG-9 в Пенемюнде и JG-3 в Прешене, всего 75 истребителей. В 1978—1985 годах МиГ-21Ф-13 был снят с вооружения. В марте 1964 года в авиаполк JG-8 поступили первые МиГ-21ПФ. Всего было получено 53 истребителя этой модели, прослуживших до 1986—1988 годов. С апреля 1965 года, до июля 1967 года было поставлено 45 учебно-тренировочных МиГ-21, распределённых между авиаполками, вооружёнными МиГ-21 и учебным соединением FAG-15. В июне 1968 года начались поставки МиГ-21ПФМ, их было получено 134 экземпляра. В декабре 1968 — августе 1970 годов число спарок пополнилось семнадцатью МиГ-21УС. Одновременно с ними, в июле 1969 — декабре 1970 годов ВВС ГДР получили 87 МиГ-21М. Двенадцать МиГ-21М из состава JG-8 было передано сирийским ВВС в 1973 году. С июня 1971 года по март 1978 года было поставлено 37 учебно-тренировочных МиГ-21УМ. В апреле 1972 года в авиаполк JG-3 поступили первые 14 МиГ-21МФ, за которыми последовало ещё 48 истребителей этого типа. Последним вариантом, поступившим в ГДР, стал МиГ-21бис. С октября 1975 года по май 1978 года из СССР поступило 46 истребителей этого типа. Всего ВВС ГДР получило 456 МиГ-21, из которых к моменту объединения Германии на вооружении оставалась 251 машина.
  • Египет
  • Индия — МиГ-21 начали поступать на вооружение в 1963 году. Модификация МиГ-21ФЛ производилась по лицензии. Всего ВВС Индии получили около 800 МиГ-21. Аварийность индийских самолётов оказалась высокой; по состоянию на 2009 год, в авариях и катастрофах было потеряно 334 машины, из-за чего самолёт получил прозвище «летающий гроб».
  • Индонезия
  • Северный Йемен
  • Южный Йемен
    • Йемен
  • Ирак
  • Казахстан — МиГ-21 последних производственных серий, оставшиеся в республике после распада СССР.
  • Камбоджа
  • Киргизия — МиГ-21 последних производственных серий, оставшиеся в республике после распада СССР. Всё ещё находится на вооружении.
  • КНДР
  • КНР
  • Демократическая Республика Конго — В 1997 году в Сербии было приобретено четыре МиГ-21ПФМ.
  • Республика Конго — В 1986 году в СССР приобретено 14 МиГ-21бис и 2 МиГ-21УМ, к 1997 году в строю осталось 5 истребителей и одна спарка.
  • Куба
  • Лаос
  • Ливия Около 10-30 самолётов МиГ-21 находятся на воружении стороников Муаммара Каддафи и около 5-10 на воружении ливийских повстанцев.
  • Мадагаскар — После обретения независимости в 1975 году на Мадагаскар начала поступать помощь из СССР и других стран коммунистического лагеря. В 1978 году из КНДР поступило 8 МиГ-21ФЛ и два МиГ-21У, затем ещё три или четыре истребителя МиГ-21бис из СССР. В 1996 году ВВС Мадагаскара получили небольшую партию истребителей МиГ-21МФ/УМ из России, эти самолёты использовались недолго и в конце 90-х были оставлены на хранении на аэродроме Ивато.
  • Мали — В 1986 году из СССР поступило 12 МиГ-21МФ и МиГ-21УМ. В 2005 году ещё три МиГ-21МФ были приобретены в Чехии. Самолёты базируются в Бамако.
  • Монголия — В начале 1977 года ВВС Монголии получили 8 МиГ-21ПФ и 4 МиГ-21УМ. ВВС Монголии получили всего 44 машины этого типа в 1977—1984
  • Мозамбик
  • Нигерия — В 1975 году ВВС Нигерии получили из СССР 25 МиГ-21МФ и 6 МиГ-21УМ. В начале 90-х полёты истребителей были прекращены из-за отсутствия материально-технической помощи, которую осуществлял Советский Союз.
  • Польша — Первые МиГ-21Ф-13 Польские ВВС получили в 1961 году. Всего к 1963 году было приобретено 25 истребителей, прослуживших до 1973 года. За ними последовали МиГ-21 в следующих модификациях, в 1964—1965 годах МиГ-21ПФ, в 1965—1966 — учебно-тренировочные МиГ-21У, в 1966—1968 — МиГ-21ПФМ, в 1968—1972 — разведывательные МиГ-21Р, в 1969—1970 — учебно-тренировочные МиГ-21УС и МиГ-21М, в 1971—1981 — МиГ-21УМ, в 1972—1975 — МиГ-21МФ, и с 1979 года в ВВС Польши начали поступать МиГ-21бис. В общей сложности Польша получила 582 МиГ-21 в шести боевых модификациях, трёх учебно тренировочных и одной разведывательной, которые стояли на вооружении 40 лет.
  • Румыния - На вооружении Румынии стоят 70 истребителей МиГ-21, модернизированных ещё в начале 2000-х годов. Работы по модернизации самолётов проводили румынская компания Aerostar и израильская Elbit Systems. Списание устаревших самолётов начнется в 2013 году.
  • Сербия
  • Сирия
  • Танзания
  • Уганда
  • Украина — МиГ-21 последних производственных серий, оставшиеся в республике после распада СССР. Сняты с вооружения в 90-х.
  •  Финляндия — в 2000 году последние МИГ-21 были сняты с вооружения.
  • Чехословакия - производился по лицензии фирмой Aero Vodochody, построено 194 самолёта.
    • Словакия
    • Чехия
  • Эфиопия
  • Югославия — 25 декабря 1962 года ВВС Югославии начали получать МиГ-21, первым вариантом, поступившим в Югославию, стал МиГ-21Ф-13. Было поставлено 45 истребителей, последние самолёты этой модификации были сняты с вооружения в 1980 году. В дальнейшем ВВС получили 9 МиГ-21У, начало поставок в 1965 году, 36 МиГ-21ПФМ в 1968 году, 9 МиГ-21УС в 1969 году, 12 МиГ-21Р и 25 МиГ-21М в 1970 году, а также 6 МиГ-21МФ в 1975 году. В 1977 году начали поступать МиГ-21бис и МиГ-21УМ, ВВС Югославии получили 100 истребителей и 35 учебно-тренировочных самолётов соответственно. После распада Югославии все МиГ-21, за исключением нескольких угнанных, отошли Сербии.
    Хорватский МИГ-21 в Вуковарском музее
    • Сербия — После распада Югославии большая часть её ВВС отошла Сербии, в их числе большое число МиГ-21Р, МиГ-21М, МиГ-21МФ, МиГ-21бис и МиГ-21УМ. Три десятка МиГ-21 были уничтожены во время войны 1999 года, а значительная часть оставшихся самолётов списана в 2000-х годах, но несколько МиГ-21М, МиГ-21бис и МиГ-21УМ всё ещё остаются на вооружении ВВС Сербии.
    • Хорватия — Первый МиГ-21 ВВС Хорватии был угнан лётчиком ВВС Югославии. 4 февраля 1992 года капитан Данила Борович дезертировал и из Бихача в Пулу на своём МиГ-21бис. Ещё два МиГ-21бис были угнаны лётчиками-хорватами 15 мая. После заключения перемирия хорваты приобрели в Германии примерно два десятка МиГ-21бис и четыре МиГ-21УМ. В 2003—2004 годах восемь МиГ-21бис и четыре МиГ-21УМ были модернизированы в Румынии, после этого истребители получили обозначения МиГ-21бисD и МиГ-21УМD, соответственно.


Просмотров: 5971


<<< МиГ-19
МиГ-23 >>>