Авиация МиГ-9 - Эксплуатация МиГ-9

06 июля 2011


Оглавление:
1. МиГ-9
2. История создания МиГ-9
3. Серийное производство
4. Варианты МиГ-9
5. Эксплуатация МиГ-9
6. Экспорт
7. Тактико-технические характеристики
8. Историческое наследие



Начало эксплуатации

Первым эксплуатацию реактивных истребителей в ВВС начал личный состав 50-го отдельного учебно-тренировочного Краснознамённого авиационного полка, ещё во время подготовки самолётов Як-15 и МиГ-9 к участию в ноябрьском воздушном параде 1946 года. В декабре лётчики полка совершили первый групповой перелёт на 11 реактивных самолётах с аэродромов Чкаловский и Раменское на аэродром Сейма с одной промежуточной посадкой.

С января 1947 года переучивание лётного состава ВВС на новую «матчасть» начал проводить организованный на аэродроме Сейма 1-й Учебно-методический центр. Причём лётный состав из строевых частей 10, 11 и 14 ИАК, прибывший на переподготовку в январе, был включён в число участников предстоящего 1 мая воздушного парада.

Одновременно с подготовкой лётчиков технический состав строевых частей проходил обучение практической эксплуатации и обслуживанию реактивных самолётов как на аэродроме Сейма, так и в ГК НИИ ВВС и на авиазаводах.

К 27 апреля 1947 года в основном была отработана слётанность полков и произведены несколько репетиций парада, а 1 мая мировая общественность наконец-то воочию увидела достижения Советских авиастроителей.

Стоит отметить, что появление в СССР большого количества реактивных истребителей имело огромное политическое значение. Ведь никто в мире и не мог предполагать, что разорённый войной Советский Союз в столь короткие сроки сможет приступить к постройке реактивной авиации. При этом, думается, за рубежом не были осведомлены о возникших при этом проблемах. Несмотря на все трудности, отечественная промышленность всё же смогла в короткие сроки решить эту весьма сложную задачу.

МиГ-9 в строевых частях

По плану перевооружения ВВС реактивные истребители МиГ-9 получили следующие части:

  • 14-й истребительный авиакорпус 303-ей истребительной авиадивизии 1-ой воздушной армии.
  • 5-й истребительный авиакорпус 309-ой истребительной авиадивизии 7-ой воздушной армии.
  • 1-й гвардейский истребительный авиакорпус 3-ей гвардейской истребительной авиадивизии 16-ой воздушной армии.
  • 10-й истребительный авиакорпус 15-ой истребительной авиадивизии 14-ой воздушной армии.
  • 11-й истребительный авиакорпус 5-ой гвардейской истребительной авиадивизии 15-ой воздушной армии.
  • 1-й учебно-методический авиацентр

К поступающим в строевые части машинам, технический и лётный персонал относился очень настороженно. Многие лётчики просто боялись летать на непривычных глазу самолётах, этому имелась довольно простая психологическая причина — у реактивного самолёта не было винта. Техникам не хватало опыта для обслуживании самолётов, а также времени для освоения новой матчасти. Всё это приводило к авариям, зачастую не связанными с конструкционными недостатками самолёта.

Для исправления ситуации были приняты следующие меры. Во-первых во все части вооружённые МиГ-9 направили бригады техников и инженеров с заводов № 1 и № 16, во-вторых эти же части были направлены более привычные лётчикам истребителям Як-15 и Як-17, которые очень сильно напоминали по технике пилотирования и внешнему виду поршневые Як-3. Благодаря этим действиям освоение новой техники значительно ускорилось, а количество лётных происшествий снизилось.

Параллельно с освоением в частях МиГ-9, происходило дооснащение истребителей пушками. В связи с задержками поставок на завод № 1 пушек Н-37 и НС-23КМ, истребители передавались ВВС без вооружения. Из-за этого приходилось отправлять в строевые части технические бригады, для вооружения самолётов.

Кроме этого, в течение 1948 года, в строевых частях были проведены следующие технические мероприятия: установлены глушители на пушки НС-23, крепление для бронестекла, прицел ПКИ-1 заменён на АСП-1Н, доработаны шасси и пневмосистема, заменены деревянные обтекатели на хвостовом оперении, усилена обшивка крыла, а также другие крупные работы.

Снятие с вооружения

Однако, несмотря на принимаемые меры по улучшению истребителя МиГ-9, из ВВС продолжали получать жалобы. Вскоре у авиастроителей начали назревать серьёзные проблемы, основой которых стал доклад министра госконтроля Л. З. Мехлиса о поставке авиационной промышленностью недоброкачественных реактивных самолётов МиГ-9. Причем совершенно не учитывалось, в каких условиях проходило его освоение в серийном производстве.

После этого началась «бумажная война» между министерством авиационной промышленности, министерством государственного контроля и ВВС. М. В. Хруничев оправдывал недоведённость МиГ-9 сложными условиями в которых он создавался, а также то, что запуск в серию был утверждён до окончания государственных испытаний МиГ-9. Кроме того, М. В. Хруничев приводил список мер, направленных на повышение качества истребителя, а также указывал на то, что большая часть проблем в эксплуатации связана с так называемыми «парадными» МиГ-9, выпущенными в срочном порядке к парадам 7 ноября 1946 и 1947 годов. В заключение отмечалось, что МиГ-9 не лишен ряда серьёзных недостатков, однако они не были известны в момент создания опытных образцов и запуска в серию ни МАП, ни ВВС. Более того, в связи с тем, что данные недостатки вскрылись только после начала массовой эксплуатации истребителя, М. В. Хруничев настаивал на том, что для составления полной характеристики реактивных самолётов и определения тактико-технических и эксплуатационных требований к ним необходимо форсировать эксплуатацию МиГ-9, увеличивать налёт и накапливать столь необходимый опыт.

Но на все объяснения министра авиационной промышленности, главком ВВС К. А. Вершинин отвечал новыми жалобами, после чего следовали новые объяснения из МАП. Так продолжалось, пока стороны всё же не пришли к согласию о том, что недостатки МиГ-9 являются следствием условий, в которых он проектировался, таких как отсутствие надёжного двигателя большой тяги, отсутствие опыта в проектировании реактивных самолётов и сжатые сроки, в которые был создан МиГ-9. Ввиду этого было решено продолжить выпуск МиГ-9 до успешных испытаний истребителей новых типов — МиГ-15 и Ла-15. И после принятия МиГ-15 на вооружение, в 1948 году производство МиГ-9 было свёрнуто.

На смену МиГ-9 пришёл новый, более совершенный истребитель МиГ-15, однако успех, который он получил не только у нас, но и во всём мире, не был бы возможен без того опыта и без тех «шишек», полученных и набитых в процессе проектирования, постройки, испытания, серийного производства и, конечно же, эксплуатации его предшественника — первого отечественного реактивного истребителя МиГ-9. По мере поступления в войска новой матчасти, истребители МиГ-9 в начале 50-х списывались или передавались в КНР.



Просмотров: 7247


<<< МиГ-8
МК-1 (самолёт) >>>