Авиация Пе-8 - Описание конструкции

06 июля 2011


Оглавление:
1. Пе-8
2. Серийное производство
3. Описание конструкции
4. Официальные наименования самолета
5. Опытные машины на базе Пе-8
6. Нереализованные проекты Пе-8
7. Служба и боевое применение
8. Оценка машины



Почтовая марка СССР военных лет с изображением Пе-8

Фюзеляж

Конструктивно ТБ-7 представлял собой цельнометаллический четырёхмоторный среднеплан с гладкой обшивкой. Планер самолёта был выполнен разборным. Крыло состояло из центроплана и отъёмных консолей. Средняя часть фюзеляжа и центроплан выполнялись, как единое целое.

Размеры и конструкция самолета не менялись за время его существования. Размах крыла составлял 39,01 м, площадь его 188,68 кв.м, длина самолета 23,59 м, площадь горизонтального оперения 29,28 кв.м, вертикального 11,30 кв.м. Шасси с двухстоечной амортизацией, убираемое в мотогондолы движением назад, колеса 1600*500 мм, хвостовое 700*300 мм, неубираемое. Позднее основные колеса были заменены на 1660х585 мм и хвостовое на 770х330 мм.

Сверху носовой части находились кабины экипажа, снизу — радиста и механиков, под полом механиков располагался бомбоотсек для осветительных бомб. Под обширной грузовой палубой центроплана располагался основной бомбоотсек. Грузовая палуба могла быть использована для перевозки пассажиров или грузов. В носовой части фюзеляжа устанавливалась вращаемая пулеметная башня. Установки оборонительного вооружения располагались также две в стрелковых установках за двумя центральными мотогондолами, в корме и в фюзеляже за задним лонжероном крыла. В кабине летчиков их места расположены одно за другим и закрыты продолговатым фонарем, немного сдвинутым к левому борту.

Самолёт имел частичное бронирование, состоявшее из двух 9-мм бронеспинок сидений летчиков и небольших бронедеталей той же толщины для защиты штурмана и стрелков в мотогондолах.

Силовая установка

Пе-8 c моторами АШ-82, 1942 год

В качестве силовой установки на большинстве самолётов использовались четыре V-образных 12-цилиндровых карбюраторных двигателя жидкостного охлаждения АМ-35А по 1200 л.с. каждый.

Самолёты разных серий могли различаться типом силовой установки. На первых серийных самолетах АМ-34ФРНВ, затем перешли на АМ-35. Позднее устанавливались двигатели АМ-35А, дизельные М-30, М-82ФН и дизельные АЧ-30Б. В единичных случаях использовались двигатели М-105 и АШ-82ФН.

Интересно, что первоначально самолёт имел пять двигателей: пятый размещался внутри фюзеляжа и приводил в действие компрессор, нагнетавший воздух в двигатели маршевой группы. Таким образом решалась проблема повышения высотности самолёта, это была вынужденная мера, так как не было двигателей с турбокомпрессорами.

Также имели место попытки применения дизельных авиадвигателей М-40 конструкции А. Д. Чаромского. Двигатели имели мощность 1000 л.с. и оснащались винтами ВИШ-24. Однако работа двигателей была неудовлетворительной — время от времени они неожиданно останавливались на высоте из-за того, что регулировка подачи топлива делалась летчиком вручную сообразно оборотам двигателей. Это приводило к остановке турбокомпрессоров и двигателей, а запустить их можно было только на малой высоте порядка 1500 м. Позднее взамен М-40 были выпущены доработанные дизели АЧ-30Б, в которых был поставлен центробежный нагнетатель. АЧ-30Б устанавливались на ряде ТБ-7 поздних серий, а самолёты, получившие при выпуске двигатели М-40, впоследствии были переоснащены двигателями АМ-35А.

Радиаторы устанавливались в мотогондолах средних двигателей, по одному общему на два двигателя с одной стороны.

Топливная система включала 19 бензобаков, расположенных в фюзеляже, центроплане и крыле. По мере расходования топлива, баки заполнялись нейтральным газом, поступавшим из выхлопного коллектора. Баки сварные из АМц, протектированные сравнительно тонким слоем резины.

С бомбовой нагрузкой в 2000 кг, при полной заправке топливом максимальная дальность полета Пе-8 составляла:

  • с двигателями АМ-35А — 3600 км,
  • с М-40 или М-30 — 5460 км,
  • с М-82 — 5800 км.

В особых случаях дальность полета могла быть и большей. К примеру, для организации перелёта Молотова в Англию и США в 1942 году, на самолёт были установлены дополнительные баки и кислородные баллоны.

Вооружение

Бомбардировочное вооружение

Как правило, для бомбометания применялись бомбы ФАБ-250 и ФАБ-500. Также использовались ФАБ-1000 и ФАБ-2000, однако с этими бомбами периодически возникали проблемы — механизм не срабатывал, и приходилось освобождать замок сбрасывателя вручную. Максимальная бомбовая нагрузка Пе-8 составляла 4000 кг, однако даже в перегруженном состоянии самолёт не терял своих основных показателей. Это позволило в 1943 году разработать специально для этого бомбардировщика 5000-килограммовую бомбу ФАБ-5000. При этом бомба не помещалась в бомбовый отсек полностью, поэтому самолёты, снаряжённые ФАБ-5000, летали с приоткрытыми створками бомболюка.

Оборонительное вооружение

Пе-8 обладал мощным оборонительным вооружением, состоявшим из двух 20-мм пушек ШВАК, размещённых в двух точках, двух крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов УБТ, размещённых в задних частях поддвигательных гондол, и двух 7,62-мм пулемётов ШКАС, установленных в точке на носу машины. Вкупе с большой высотностью, столь внушительное оборонительное вооружение позволяло экипажам Пе-8 выполнять полёты без истребительного прикрытия.

Дополнительное оборудование

Для длительных высотных полётов в самолёте имелся запас кислорода: 20 восьмилитровых баллонов, 4 четырёхлитровых и два переносных.



Просмотров: 6729


<<< Пе-3
Писаренко-Т >>>