Авиация Пермский моторный завод

23 января 2011


Оглавление:
1. Пермский моторный завод
2. Директора Пермского моторного завода
3. Названия завода в разные годы
4. Продукция. Авиационные двигатели
5. Продукция. Газотурбинные установки промышленного применения



ОАО «Пермский моторный завод» — российская машиностроительная компания, ведущий в России серийный производитель авиадвигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных установок для электростанций и транспортировки газа.

Пермский моторный завод - предприятие с полным технологическим циклом, включающим литейное, механическое, сварочное, сборочное и испытательное производства, выполняющее ремонт, гарантийное и послегарантийное обслуживание продукции, обучение персонала эксплуатирующих организаций. Основное производство расположено в городе Пермь.

С 2008 года ОАО «Пермский моторный завод» входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации.

Краткая история

Строительство завода началось в 1931 году.

Днем рождения завода считается 1 июня 1934 года, когда был собран и испытан первый М-25, который создавался по лицензии на базе мотора воздушного охлаждения «Циклон » американской фирмы «Кертис-райт ».

Уже в январе 1935 года Пермский моторный завод начал серийный выпуск мотора М-25, а в конце 30-ых годов начал выпускать отечественные двигатели разработки известного конструктора Аркадия Швецова. Эти двигатели – М-62, М-63, М-62ИР – стали сердцами советских истребителей И-16, И-153, Ла-5, Ла-7, Ту-2 и других.

Четыре года Великой Отечественной войны стали временем испытаний и побед пермских моторостроителей. В первые месяцы войны завод принял на свою территорию 6 эвакуированных предприятий. Наращивая выпуск моторов, завод многократно превысил плановые задания и за годы войны выпустил для фронта более 30 000 моторов. Коллектив моторостроителей, трудившийся все годы войны с полной отдачей, без праздников и выходных, 19 раз становился победителем Всесоюзного соревнования, отмечался Знаменем ГКО, был награжден Орденом Красного Знамени.

Вторая половина XX века стала эпохой создания реактивных двигателей. Газотурбинной тематикой занялись в Перми в 1953 году, когда опытно-конструкторское бюро возглавил П.А.Соловьев. Пермские реактивные двигатели приобрели славу самых надежных и экономичных в стране. Уже в 80-ые годы более 60% всех пассажирских и транспортных перевозок в Советском Союзе осуществлялось на самолетах с пермскими двигателями. В 1970 г. и 1984 г. работа пермских моторостроителей была отмечена орденами Ленина и Октябрьской Революции.

В 50-ые годы на заводе было организовано два новых производства. В 1951 году пермские моторостроители начали выпуск вертолетных редукторов, а в 1958 году – жидкостных ракетных двигателей. Именно пермские моторостроители в 1965 году начали выпуск редуктора ВР-8А для самого массового вертолета Ми-8. А в 1964 году пермяками был освоен жидкий ракетный двигатель для 1 ступени РН «Протон».

В 1982 г. на Пермском моторном заводе началось освоение двигателя четвертого поколения ПС-90А для магистральных самолетов Ту-204 и Ил-96-300. С 1992 года на предприятии стало развиваться новое направление деятельности – создание и серийное производство газотурбинных установок промышленного назначения.

Юрий Евгеньевич Решетников, в 1989 году возглавил пермское конструкторское бюро «Авиадвигатель»; 1998-2003 года – генеральный директор ОАО «Пермский моторный завод»; 2007-2009 – директор УК «Пермский моторостроительный комплекс»:

- Сегодня соперников у ПС-90А и его модернизаций нет. Его строила вся страна: в работу включились 22 НИИ и КБ, 680 заводов-поставщиков. Россия может гордиться тем, что в тяжелейшие для авиапрома 1991-1992 годы в стране была сертифицирована такая машина, как ПС-90А.

В 90-ые годы мы были вынуждены искать для предприятий пермского комплекса работу, поскольку поняли, что на чисто авиационных заказах не прожить. И мы решили обратиться к промышленной тематике. Неоценимую помощь нам тогда оказал «Пермтрансгаз». Начали мы очень активно: быстро прошли этап разработки, двигатель «на бумаге» сложился, мы показали его «Газпрому», им разработанная модель понравилась, договорились о сотрудничестве. Ровно через год я пригласил представителей руководства «Газпрома» на одну из станций «Пермтрансгаза» и показал наш работающий двигатель. И этот двигатель качал газ! Удивлению не было предела. Они такой скорости создания машины – год! – просто не могли предположить.

— .

Сегодня все современные самолеты российской авиации оснащаются двигателями семейства ПС-90А пермского производства. Самолеты Ил-96-300, Ил-96-400Т, Ил-76, Ту-204/214 с двигателями ПС-90А эксплуатируют все большее число отечественных и зарубежных авиакомпаний. Кроме того, самолеты Ту-204/214 и Ил-96-300 с пермскими двигателями ПС-90А составляют основу летного парка Специального летного отряда «Россия», обслуживающего первых лиц государства.

С 2009 года Пермский моторный завод является основным участником крупнейшего проекта в истории современной отечественной авиации - создание семейства двигателей нового поколения на базе унифицированного газогенератора. Проект осуществляется Объединенной двигателестроительной корпорацией с участием двигателестроительных компаний России - ОАО «УМПО», ОАО «НПО «Сатурн», ФГУП «ММПП «Салют», ОАО «НПП «Мотор» и др. Головной разработчик проекта – пермское конструкторское бюро ОАО «Авиадвигатель». Головное предприятие серийного производства, сборки и испытаний – Пермский моторный завод. Сейчас ведутся работы по созданию базового двигателя ПД-14 с тягой 14 000 кгс. Двигатель будет устанавливаться на новый отечественный самолет МС-21.

На рынке промышленных газотурбинных установок ОАО «Пермский моторный завод» является одним из ведущих игроков. Надежность пермских ГТУ, накопленный опыт в их обслуживании позволили ОАО «Пермский моторный завод» стать основным поставщиком газотурбинных установок, которые будут функционировать на компрессорных станциях, обеспечивающих транспортировку газа на перспективных газопроводах «Северный поток», «Бованенково-Ухта», «Сахалин-Хабаровск-Владивосток».





Просмотров: 4952


<<< ОКБ имени Яковлева
Пермский моторостроительный комплекс >>>