Авиация Попович, Марина Лаврентьевна

23 января 2011


Оглавление:
1. Попович, Марина Лаврентьевна
2. Награды и звания



Связи

бывшая жена Павла Поповича

В отставке

генерал-лейтенант казачьих войск

Марина Лаврентьевна Попович — военный лётчик-испытатель 1-го класса, полковник-инженер, доктор технических наук, профессор.

Биография

Марина Лаврентьева Васильева родилась в Велижском районе Смоленской области, на хуторе Леоненки; детство она провела в деревне Самусенки.

Отец перегонял плоты по Западной Двине, но при этом увлекался музыкальным искусством, сам делал скрипки и хорошо играл. Сестра Марины стала впоследствии дирижером. Двое братьев матери были летчиками; война подсказала и ей сделать выбор в пользу лётного искусства. В начале Великой Отечественной войны семью эвакуировали в Новосибирск, но позже она вспоминала:

« Моя жизнь была во многом продиктована войной. Мне было четыре года, когда началась эта страшная война… Мы жили под Смоленском, в небольшом городке Велиже. Нас постоянно бомбили, вот тогда я и насмотрелась ужасов войны... После этого в партизаны ушли мои двоюродные братья Миша и Володя Иванутины, которым было по 9–12 лет. Память войны она очень крепкая… Так вот, почему я хотела летать. Я хотела отомстить фашистам. Отомстить. Но пока я росла, фашистов не стало, а желание научиться летать – осталось. »

Для поступления в авиационное училище у нее было множество препятствий, одно из них — малый рост. «Мои ноги не доставали до педалей. Тогда я поставила себе цель — вытянуть ноги. Я нашла альпинистские цапли и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. В результате, то ли я подросла, то ли помогли мои занятия, но мой рост увеличился до 1,61 метра и путь в аэроклуб стал открыт. Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать», — вспоминала она. Марина Васильева начала летать в 1948 году. В 1951 году она окончила авиационный техникум в Новосибирске, после чего работала инженером-конструктором на заводе. По окончании Центральной лётно-технической школы ДОСААФ в Саранске, она некоторое время работала здесь инструктором, с 1958 года стала летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова. Чтобы получить право управлять истребителем, она добилась приема на военную службу, а позже окончила Ленинградскую академию гражданской авиации.

С 1960 года Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолетах, а вскоре стала стала единственной в стране военной летчицей-испытателем 1-го класса. В 1962 году она была приглашена в качестве кандидата в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы космонавтов, но в отряд взята не была.

В 1964 году М. Попович стала летчиком-испытателем, командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС. Именно она первой из женщин-летчиков-испытателей преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21. В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолете «РВ». Первый из них, на скорость, был ус тановлен в Брно на чешском самолете Л-29, после чего, «рекорды стали обычной работой летчицы».

Летом 1965 года на самолете «РВ» с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полетов самолетов данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч. 20 сентября 1967 года Попович побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолете «РВ» по маршруту Волгоград-Москва-Астрахань-Волгоград 2510 км и превысив рекорд на 344 км.

13 её рекордов зарегистрированы в международной авиационной ассоциации. Десять мировых рекордов было завоевано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей». В последнем рекордном полете экипаж, возглавляемый Попович, преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.

В 1979—1984 годах М. Попович работала ведущим летчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве. Позже — занимала пост президента лётной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А. Е. Акимова, занимающемся изучением торсионных полей.

Марина Попович налетала 5600 часов, освоила более 40 типов самолетов и вертолетов, испытывала авиационную технику в ГК НИИ ВВС им. В. П. Чкалова и КБ О. К. Антонова в том числе по пяти видам самолетов в качестве ведущего летчика-испытателя.

Марина Попович — Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Красной Звезды и Знака Почета, ей была присуждена Большая золотая медаль Международной авиационной федерации. В 2007 году Марина Попович была награждена орденом Мужества. Именем Марины Попович названа звезда в созвездии Рака.

Общественная деятельность

М. Л. Попович — активистка КПРФ, участница женского движения «Надежда России». «Сейчас быть в КПРФ — это как в партизанском отряде. Моя цель — отстоять отечественную авиацию. Эти же цели у коммунистов. Нынешнее время — бесплодно, его символ — уничтоженный Буран», — заявила она в интервью «Советской России». С 2007 года по настоящее время М. Л. Попович является вице-президентом Международного Центра Рерихов. Попович Марина Лаврентьевна — проректор НОУ ВПО «Институт управления» по патриотическому воспитанию молодежи.

Личная жизнь

  • Первый муж — Павел Романович Попович, лётчик-космонавт СССР. Дочери: Наталья Павловна и Оксана Павловна.
  • Второй муж — Борис Александрович Жихорев, генерал-майор авиации в отставке, летал на Су-24, служил в должности заместителя начальника штаба авиации Сухопутных войск. Заместитель председателя Центрального совета «Союза советских офицеров», председатель Московской областной организации ССО.


Просмотров: 2799


<<< Попов, Василий Андреевич
Пугачёв, Виктор Георгиевич >>>