Авиация Проект Звено - Принятие на вооружение

23 января 2011


Оглавление:
1. Проект Звено
2. Принятие на вооружение
3. Варианты



Согласно результатам приёмки, планировалось, что к 1 февраля 1940 в строй вступят 20 СПБ для ВВС, и 20 СПБ для ВМФ. По просьбе Вахмистрова, также рассматривались варианты с использованием ТБ-7, МТБ-2 и ГСТ в качестве носителей, а также с увеличением бомбовой нагрузки истребителей с полутонны до полной тонны. Этим планам не удалось сбыться.

В июне 1940 года начались испытания головной серийной установки, изготовленной на подмосковном авиазаводе № 207. Использовались при этом И-16 тип 24 с двигателями М-63. Всего оборудовали пять комплектов «Звено- СПБ», которые поступили на вооружение 2-й специальной эскадрильи, 32-го истребительного авиаполка, 62-й авиабригады ВВС Черноморского флота, с местом базирования в Евпатории. До конца года эскадрилья активно отрабатывала тактику применения нового вооружения, основными целями при этом были военные корабли. По фамилии командира эскадрилии Арсения Шубикова, эскадрилия носителей, получила неофициальное прозвище «Цирк Шубикова». Но к январю 1941 от затеи отказались, крепления с ТБ-3 сняли. К схеме СПБ вернулись лишь после начала войны.

«Звено-СПБ» в боевых условиях

Боевое крещение «Звена-СПБ» состоялось 26 июля 1941 года, когда после ряда неудач обычных бомбардировщиков, безуспешно пытавшихся разбомбить Мост Карла I на Дунае, было решено использовать авианосцы, и для проверки было дано задание разбомбить «СПБ» нефтехранилище в Констанце. Задание было успешно выполнено — цель поражена без потерь, в ходе авиаудара, истребители-бомбардировщики отсоединились с грузом бомб от носителей на расстоянии 40 км от цели, и после поражения цели вернулись на аэродром в Одессе, где дозаправились и вернулись в Евпаторию своим ходом.

В связи с успешной демонстрацией возможностей Звена-СПБ, 10 августа 1941 был совершён авианалёт на основную цель — Мост Карла I на Дунае, через который помимо войск проходил так же и нефтяной трубопровод Плоешти-Констанца. Для этого истребители дополнительно оснастили 95 литровым топливным баком, чтобы получить дополнительные 35 минут полёта. Атака производилась тремя носителями, но в одном из них случилась поломка, и он был вынужден вернуться назад, остальные выпустили истребители-бомбардировщики в 15 км от румынского берега. Истребители-бомбардировщики совершили успешную атаку в пике с высоты 1800 м и вернулись назад без потерь. Повторный авиарейд состоялся через два дня — 13 августа 1941, в это раз поломки носителей не было и истребители-бомбардировщики смогли существенно повредить мост. Истребители нанеся на обратном пути удар по румынской пехоте возле Сулина, вернулись назад без потерь.

В тот день Вахмистров обратился к генералу Коробкову с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении количества носителей. Но получил отказ мотивированный тем, что ТБ-3 данной модификации снят с производства.

« ответ генерала Коробкова:

ВВС ВМФ имеют 12 самолётов ТБ-34АМ-34РН, из коих 5 самолётов уже оборудованы подвесками инж. Вахмистрова. Оставшиеся 7 самолётов считаю более целесообразным использовать в качестве транспортных. На получение хотя бы 10 самолётов ТБ-34АМ-34РН от ВВС КА рассчитывать нельзя, так как эти самолёты сняты с производства ещё в 1937 г. и выпущены были в весьма ограниченном количестве

»

После этой операции в строй было решено ввести ещё 2 носителя из 6 имеющихся в эскадрилии. А через два дня адмирал Кузнецов, попросил Сталина о новой партии носителей. В просьбе было отказано в связи с тем, что большая часть ВВС СССР была уничтожена в первые минуты войны а ТБ-3 не производись с 1937 года. На следующий день после просьбы адмирала Кузнецова, эскадрилья, которая теперь насчитывала 5 носителей в строю, разбомбила сухой док в Констанце.

Первые потери эскадрилья понесла 28 августа 1941 года, потеряв во время налёта на мост через Днепр в районе Запорожья один из истребителей.

29 августа 1941, во время повторного авианалёта на мост через Днепр, четыре И-16 были перехвачены истребителями Messerschmitt Bf 109. Воздушный бой завершился двумя сбитыми «мессерами». В 1942 «Звено-СПБ» совершили не менее чем 30 вылетов.

Капитан Шубиков, не вернулся из обычного боя 2 октября 1941 года, во время штурмовки Ишуньских позиций на И-16.



Просмотров: 2665


<<< Штурмовая авиация