Авиация Речевой информатор

22 января 2011





Речевой информатор, в авиации предназначена для речевых сообщений, подсказок или команд-предписаний экипажу в сложных или критических ситуациях. В широко распространённой отечественной системе РИ-65Б, устанавливаемой на большинстве летательных аппаратов, речевые сообщения выдаются женским голосом, за что система получила от пилотов прозвище "Рита". Женский голос используется по нескольким причинам: женщины в экипажах пока большая редкость и женский голос привлекает внимание, он чище и внятнее звучит по СПУ и если магнитофон начнёт "тянуть" из-за падения напряжения питания, то мужской голос станет невнятным несколько раньше из-за тембра более низкой частоты.

Запись речевых сообщений производится на магнитную ленту на наземном устройстве РИ-65-50. Сигналы от бортовых систем и датчиков поступают в блок РИ-65-10, где включается лентопротяжный механизм и осуществляется выбор речевого сигнала и его автоматическое воспроизведение через усилитель СПУ на головные телефоны экипажа. В случае одновременного поступления сигналов от нескольких датчиков, отработка сообщений идёт по степени важности, в порядке возрастания номеров каналов. Сообщения будут повторятся до тех пор, пока присутствует аварийный сигнал. Если сигнал кратковременный, то сообщение автоматически повторится дважды. Для прекращения непрерывного повтора сообщения имеется тумблер или кнопка на щитке. Сообщения в СПУ от РИ-65 записываются речевыми самописцами. Некоторые сообщения аварийного характера могут автоматически выдаваться в эфир.

Текстовое содержание сообщений довольно сильно варьируется в зависимости от типа авиатехники, на котором установлена система. Принципиально все сообщения сводятся к информированию об отказах систем, о достижении предельных режимов полёта и на военных самолётах - о возникшей угрозе.

Существует наземный вариант системы под названием РИ-65Н. Также известны бортовые речевые информаторы типа АРО-28, "Алмаз".

Речевой информатор, как бортовая аварийная система оповещения, запитывается от аккумуляторной шины летательного аппарата.





Просмотров: 2363


<<< Самолётный радиолокационный ответчик