Авиация Самолёт Можайского - Сбор средств для постройки «прибора»

23 января 2011


Оглавление:
1. Самолёт Можайского
2. Сбор средств для постройки «прибора»
3. Испытания на земле и попытка взлета
4. Восстановление и усовершенствование «прибора»
5. Современные исследования и расчёты
6. Значение самолёта А. Ф. Можайского для истории
7. Интересные факты



21 января 1883 года, после того как был разработан новый проект самолёта, Можайский представил его в VII отдел Русского технического общества. На специально созванном заседании Можайский сделал сообщение о создании нового самолёта. Для подробного рассмотрения новых работ Можайского была создана комиссия, в которую помимо представителей воздухоплавательного отдела вошли представители и от II отдела Русского технического общества. Комиссия, ознакомившись с результатами работ изобретателя, признала желательным, «…чтобы VII отдел оказал содействие А. Ф. Можайскому — окончить его прибор и произвести интересные опыты над летательным прибором столь больших размеров». Вместе с тем, она указала на недостаточную мощность силовой установки на самолёте Можайского. Оказать материальной помощи VII отдел не мог, и Можайский вынужден был снова обратиться в военное министерство. Из министерства ему ответили, что «…продолжение испытания изобретенного им аппарата приняло на себя императорское русское техническое общество, которому и назначена определённая на этот предмет сумма». Однако никакой суммы ни изобретатель, ни Русское техническое общество так и не получили. Как впоследствии выяснилось, военное министерство решило не выделять средств на «сомнительные изобретения».

А. Ф. Можайский неоднократно хлопотал о выделении средств — и перед Военным ведомством, и непосредственно перед Александром III, но добился помощи лишь дважды. В первый раз ему было выделено 3 тысячи рублей комиссией под председательством Д. И. Менделеева, второй раз, в 1880 году он получил 2500 рублей для приобретения в Англии паровых машин. Кроме того, в 1882 году военное ведомство отвело А. Ф. Можайскому участок под Петербургом «для проведения опытов».

В 1885 году Можайский подал заявление в Главное инженерное управление, в котором указывал, что им получены новые практические выводы, «представляющие возможность сделать изложение теории более ясным, а вычисления более определёнными» и просил не отказать в отпуске средств на производимые им работы. Комиссия, рассмотрев заявление изобретателя на своём заседании 29 июня 1885 года, отметила, что она «…не видит никакого повода к ходатайству о пособии г. Можайскому».

Справедливости ради следует признать, что зачастую отказ ведомств, куда обращался изобретатель, имел обоснованный характер. Например, комиссия под председательством М.А Рыкачева, состоявшаяся 22 февраля 1883 года, после изучения проекта рекомендовала «соотношение подъёмной силы к силе сопротивления принять равным 3.7, вместо 9.6,, в связи с чем потребная мощность двигателей определялась в 75 лошадиных сил, а не 30». Продувки в ЦАГИ показали, что комиссия М. А. Рыкачева гораздо реальнее оценивала характеристики «прибора», нежели сам автор проекта.



Просмотров: 6251


<<< Аэроплан Живодана