Авиация Скниловская трагедия 27 июля 2002 года - Расследование и последствия

23 января 2011


Оглавление:
1. Скниловская трагедия 27 июля 2002 года
2. Расследование и последствия
3. В творчестве



В первые часы было выдвинуто несколько версий причин случившегося, в их числе:

  • ошибка пилотов;
  • отказ двигателей самолета;
  • ошибка в организации полётов, ошибка в организации размещения зрителей на аэродроме;
  • слишком большое количество топлива, залитое в самолет.

Вечером на место катастрофы прибыл Президент Украины Леонид Кучма: «Ужасная трагедия. Никакими словами описать невозможно. И в страшном сне».

Был подписан указ об освобождении от должности главнокомандующего Военно-Воздушными Силами Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова. Генеральная прокуратура арестовала В. Стрельникова и ещё троих высокопоставленных украинских военных.

« Данные, полученные на первых этапах расследования причин катастрофы самолёта Су-27, свидетельствуют, что причинами трагедии стали серьезные просчеты в организации подготовки и осуществления полётов в Военно-воздушных силах и, в частности, при организации демонстрационных мероприятий во Львове.
пресс-служба Генпрокуратуры Украины, 28 июля 2002 года
»

В этот же день министр обороны Украины Владимир Шкидченко подал прошение об отставке, однако отставка принята не была.

На месте катастрофы были найдены бортовые самописцы Су-27, которые были переданы на расшифровку.

Президент Украины Леонид Кучма запретил воздушные парады и авиашоу на Украине до полного окончания расследования.

6 сентября 2002 года были опубликованы результаты расследования комиссии Министерства обороны Украины. В качестве основных причин трагедии были названы «отклонение экипажа от полётного задания и ошибка в пилотировании Су-27». Материалы комиссии были переданы в суд, который завершился 24 июля 2005 года.

Запись бортового самописца Су-27

12 часов 40 минут 30 секунд. Яцюк: «2000 метров, тонкая, есть кучевочка порядка 2-3 балла. Погода хорошая, видимость более 10 километров».
12.40.47. Второй пилот Егоров: «А вот смотри, Володя, тут такая погода». Топонарь: «Возьми пока управление». Егоров: «Взял».
12.41.09. Топонарь: «Поворот вправо». Егоров: «Я понял».
12.41.17. Яцюк: «31152 вправо на посадочный 312, азимут 136, удаление 24. По давлению 738, снижайтесь 600».
12.41.25. Топонарь: «Выводи, выводи с крена, выводи».
12.41.33. Топонарь: «Разрешили 600 31152».
12.41.36. Яцюк: «Понял. Давление 738,0 установили?».
12.41.44. Топонарь: «Установил».
12.41.52. Третьяков: «31152, я Лаванда — старт». Топонарь: «Отвечаю, 31152: 1500 на снижении».
12.41.59. Третьяков: «Хорошо, по давлению 738,0 занимайте 600 метров на привод».
12.42.06. Топонарь: «Снижаюсь 600 на привод».
12.42.11. Яцюк: «152, как принимаете Лаванда — площадку?». Топонарь: «Хорошо принимаю».
12.42.16. Топонарь: «Влево 10 возьми».
12.42.23. Топонарь: «Выводи».
12.42.38. Топонарь: «Все. Наблюдаю». Егоров: «Да, гаси скорость».
12.42.41. Третьяков: «31152 еще раз, проверьте установку давления 738,0».
12.42.50. Топонарь: «738,0 установил, полосу наблюдаю 600 горизонт».
12.42.56. Третьяков: «Хорошо. Визуально какое удаление?»
12.43.00. Топонарь: «Визуально километров 10. Разрешите снижение дальнейшее».
12.43.05. Третьяков: «Да. Наблюдаю 152 вас, по заданию снижение разрешаю».
12.43.13. Егоров: «Вова, оттриммеруй самолет и давай с трехсот метров. Вова, не будем, зачем нам туда?..» Топонарь: «Нормально».
12.43.26. Яцюк: «152, я Лаванда площадка: наблюдаю, работу разрешаю».
12.43.31. Сигнал бортового компьютера о снижении на опасную высоту.
12.43.33. Егоров: «У нас остаток с тобой большой. Понимаешь?»
12.43.37. Егоров: «6 тонн. Понимаешь?»
12.43.43. Топонарь: «Где зрители, на х..?»
12.43.48. Егоров: «Не знаю, где они бл…»
12.43.49. Топонарь: «А, вон, вижу». Егоров: «…твою мать…! С правой стороны нет!»
12.43.54. Топонарь: «Пилотаж влево выполняю». Егоров: «Ну что, пошли?»
12.43.58. Яцюк: «Влево, влево».
12.44.14. Егоров: «Включай».
12.44.34. Егоров: «Пошли».
12.44.36. Сигнал о снижении на опасную высоту.
12.44.39. Егоров: «Бочка».
12.44.44. Егоров: «Хватит — угол».
12.44.51. Голосовой информатор: «Борт 42, скорость предельная».
12.44.58. Егоров: «Поворачивай». Голосовой информатор: «Борт 42, предельный угол атаки, предельная перегрузка».
12.45.01. Яцюк: «Поворот».
12.45.02. Егоров: «Выворачивай еб…».
12.45.05. Яцюк: «Выводи».
12.45.07. Третьяков: «Выводи, добавь обороты».
12.45.10. Яцюк: «Форсаж». Голосовой информатор: «Предельный угол атаки, предельная перегрузка».
12.45.11. Третьяков: «Добавь обороты».
12.45.18. Остановка магнитофона.

Приговор суда

  • Владимир Топонарь, управлявший самолетом Су-27, приговорён к 14 годам лишения свободы и штрафу в 7,2 млн гривен.
  • Юрий Егоров, второй пилот, приговорён к 8 годам лишения свободы и штрафу в 2,458 млн гривен.
  • Анатолий Третьяков, командующий 14-м авиакорпусом, приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 тысяч гривен.
  • Юрий Яцюк, заместитель руководителя полётами, приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 тысяч гривен.
  • Анатолий Лукиных, начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса, приговорён к 4 годам лишения свободы условно и выплате 200 тысяч гривен.
  • Олег Дюбецкий, ответственный за подготовку экипажа, оправдан в связи с отсутствием состава преступления.

Никто из обвиняемых своей вины в трагедии не признал.

Уголовные дела в отношении четырёх генералов, среди которых бывший главнокомандующий ВВС Украины генерал Стрельников, переданы в суд.

11 июня 2008 года Украинский военный апелляционный суд в Киеве вынес оправдательный приговор четырём бывшим генералам ВВС Украины. Судебные слушания закончились 9 июня. Все обвиняемые признаны невиновными. Суд отменил им подписку о невыезде и снял арест с их имущества.

«Сегодня я понял — справедливости нет. Поэтому обжаловать решение суда мы не будем», — сказал председатель общественной организации «Скниловская трагедия» Стефан Козак.



Просмотров: 2803


<<< Авиакатастрофа под Донецком 22 августа 2006 года
Список потерь военной авиации Украины >>>