Авиация Союз (космический корабль)

02 апреля 2011


Оглавление:
1. Союз (космический корабль)
2. Устройство
3. Общие характеристики



«Союз»
экипаж от 1 до 3 чел.
масса 7 170 кг
длина 7,9 м
средний диаметр 2,25 м
максимальный диаметр 2,72 м
обитаемый объём 3,5+5 м³
длительность полёта 3 суток; до 200 суток — в составе орбитальной станции
ракета-носитель Союз, семейства «Р-7»
запуски более 134
места запуска космодром «Байконур»
первый запуск 28 ноября 1966
последний запуск
успешных запусков
неудачных запусков --
«Союз ТМА-6» приближается к МКС

наименование серии советских и российских многоместных космических кораблей для полётов по околоземной орбите. Разработчик и изготовитель корабля — РКК «Энергия».

История создания

Ракетно-космический комплекс «Союз» начал проектироваться в 1962 году в ОКБ-1 как корабль советской программы для облёта Луны. Сначала предполагалось, что к Луне по программе "А" должна была отправиться связка из космического корабля и разгонных блоков 7К, 9К, 11К. В дальнейшем проект "А" был прикрыт в пользу отдельных проектов облёта Луны с использованием корабля «Зонд»/7К-Л1 и высадки на Луне с использованием комплекса Л3 в составе орбитального корабля-модуля 7К-ЛОК и посадочного корабля-модуля ЛК и проекта "Север". Параллельно лунным программам на базе того же 7К и закрытого проекта околоземного корабля «Север» начали делать 7К-ОК — многоцелевой трехместный орбитальный корабль, предназначенный для отработки операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите, для проведения различных экспериментов, в том числе по переходу космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.

Испытания 7К-ОК в спешном порядке начались в 1966 году. После отказа от программы полетов на кораблях «Восход» конструкторы корабля «Союз» потеряли возможность отработать на нем решения для своей программы. Наступил двухгодичный перерыв в пилотируемых запусках в СССР, во время которого американцы активно осваивали космическое пространство. Первые три беспилотных пуска кораблей «Союз» оказались полностью либо частично неудачными, были обнаружены серьёзные ошибки в конструкции корабля. Однако, четвертый пуск был предпринят пилотируемым, который оказался трагическим - космонавт погиб при спуске на Землю. Его гибель спасла жизни трем другим космонавтам, которые должны были на следующий день лететь на однотипном корабле для стыковки с кораблем «Союз-1». После аварии «Союза-1» конструкция корабля была полностью переработана для возобновления пилотируемых полетов, и в 1967 состоялась первая, в целом удачная, автоматическая стыковка двух «Союзов», затем, в 1968 году, возобновление пилотируемых полетов, а в 1969 — первая пилотируемая стыковка, групповой полёт трёх кораблей сразу и долговременный автономный рекордный полет. Первые шесть кораблей «Союз» и были кораблями серии 7К-ОК. Также готовился к полётам вариант корабля «Союз-Контакт» для отработки систем стыковки кораблей-модулей 7К-ЛОК и ЛК лунного экспедиционного комплекса Л3. В связи с недоведением лунно-посадочной программы Л3 до стадии пилотируемых полётов, необходимость полётов Союза-Контакта отпала.

«Союз-19»

В 1969 году началась работа над созданием долговременной орбитальной станции «Салют». Для доставки экипажа в кратчайшие сроки был спроектирован корабль 7КТ-ОК. Новый корабль отличался от предыдущих наличием стыковочного узла новой конструкции с внутренним люком-лазом и дополнительными системами связи на борту. Время автономного полёта корабля составляло до 3,2 суток, а в составе орбитальной станции — до 60 суток. Третий корабль этого типа не выполнил поставленную перед ним задачу. Стыковка со станцией была осуществлена, но в результате повреждения стыковочного узла люк корабля был заблокирован, что сделало невозможным переход экипажа на станцию. Во время четвертого полёта корабля этого типа из-за разгерметизации на участке спуска погибли Г. Добровольский, В. Волков и В. Пацаев, так как они были без скафандров. После аварии «Союза-11» от развития 7К-ОК/7КТ-ОК отказались, корабль был переделан. Из-за возросшей массы систем жизнеобеспечения новый вариант корабля 7К-Т стал двухместным, лишился солнечных батарей. Этот корабль стал «рабочей лошадкой» советской космонавтики 1970-х: 29 экспедиций на станции «Салют» и «Алмаз». Версия корабля 7К-ТМ использовалась в совместном полёте с американским «Аполлоном» по программе ЭПАС. Четыре корабля «Союз», официально стартовавшие после аварии «Союза-11» имели в своей конструкции солнечные батареи различных типов, однако это были другие версии корабля «Союз» — 7К-ТМ, 7К-МФ6 и модификация 7К-Т — 7К-Т-АФ без стыковочного узла.

С 1968 г. ЦКБЭМ модифицировал и производил космические корабли серии «Союз» 7К-С. 7К-С дорабатывался в течение 10 лет и к 1979 году стал кораблём 7К-СТ «Союз-Т», причём в небольшой переходный период космонавты летали одновременно на новом 7К-СТ и устаревшем 7К-Т.

Дальнейшая эволюция систем корабля 7К-СТ привела к модификации 7К-СТМ «Союз ТМ»: новая двигательная установка, улучшенная парашютная система, система сближения и т. д. Первый полёт был совершён в 1986 году к станции «Мир», последний — в 2002 к МКС.

В настоящее время эксплуатируется модификация корабля 7К-СТМА «Союз ТМА». Корабль по требованиям NASA был доработан применительно к полётам на «МКС». На нём могут работать космонавты, которые не смогли бы поместиться в «Союз ТМ» по росту. Пульт космонавтов был заменён на новый, с современной элементной базой, улучшена парашютная система, уменьшена теплозащита. Последний полет корабля данной модификации запланирован на 30 сентября 2011 года.

Кроме «Союз ТМА», сегодня для полетов в космос используются корабли новой серии 7К-СТМА-М «Союз ТМА-М». На нем заменили БЦВМ Аргон-16 на ЦВМ-101 и бортовую аналоговую систему телеметрии на более компактную цифровую систему MBITS в целях улучшения интеграции с бортовой системой управления «МКС». Модернизация корабля предусматривает расширения возможностей корабля в автономном полёте и при аварийном спуске. Первый запуск корабля данного типа с экипажем на борту состоялся 8 октября 2010 года, а стыковка с «МКС» — 10 октября 2010 года. Не считая "цифровизации", данная модификация корабля является весьма незначительной по масштабу и уступает не только варианту проекта модернизации корабля 1990-х годов - «Союз ТММ», но и облегченной версии этого проекта «Союз ТМС».

Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Союз» с 1960-х и по настоящее время является ракетно-космическая корпорация «Энергия». Производство кораблей осуществляется на головном предприятии корпорации в Королёве, а испытания и подготовка кораблей к запуску — в монтажно-испытательном корпусе предприятия на 254-й площадке космодрома Байконур.





Просмотров: 4351


<<< Список аппаратов серии Союз