Авиация Список инцидентов с участием иностранной авиации над СССР (19461991)

02 июля 2011


Оглавление:
1. Список инцидентов с участием иностранной авиации над СССР (19461991)
2. 1960-е
3. 1970-е
4. 1980-е
5. 1990-е



Во время холодной войны самолёты иностранных государств неоднократно совершали разведывательные полёты над территорией СССР. При этом ряд самолётов был сбит советской системой ПВО. Имели место и случаи непреднамеренного вторжения в воздушное пространство СССР, что иногда также имело трагические последствия.

1950-е

самолёт-бомбардировщик PB4Y-2 «Приватир» сбит советскими истребителями Ла-11 над Балтийским морем в районе Лиепаи, Латвия. Самолёт совершил вылет с авиабазы Висбаден, ФРГ. По утверждению советских лётчиков, нарушитель вёл по ним огонь и был сбит непосредственно над Латвией, упав в море. Американцы утверждали что это частный самолёт. Экипаж из 10 человек считается пропавшим без вести.

Май 1950 — по советским данным, истребителем Ла-11 над Чукотским полуостровом сбит американский истребитель F-51 «Мустанг». Американские источники не подтверждают данный случай.

8 октября 1950 — два истребителя-бомбардировщика F-80 «Шутинг Стар» во время боевого вылета против наземных целей на территории Северной Кореи отклонились от курса, вторглись в воздушное пространство СССР и атаковали аэродром «Сухая Речка» в районе Владивостока. В результате налёта на земле повреждены 8 самолётов P-63 «Кинг Кобра» ВВС СССР, из них один впоследствии был списан; жертв и пострадавших не было. США принесли извинения в связи с инцидентом, командир авиагруппы, самолёты которой совершили налёт, был отстранён от командования и переведён на штабную работу; пилоты отданы под трибунал.

Конец 1950 — патрульный самолёт P2V «Нептун» во время ночного вылета перехвачен возле Владивостока звеном советских истребителей МиГ-15, один из которых, как утверждается, был сбит бортовым стрелком «Нептуна».

6 ноября 1951 — патрульный самолёт P2V-3W «Нептун», выполняя разведывательный вылет с авиабазы Ацуги, Япония, сбит истребителями МиГ-15 над заливом Петра Великого в районе Владивостока. Все 10 членов экипажа погибли. Официально утверждалось, что самолёт занимался разведкой погоды в интересах Командования ООН для обеспечения боевых операций в Корее; по сообщениям советских пилотов, нарушитель вёл по ним огонь.

13 июня 1952 — разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс», совершавший вылет с авиабазы Ёкота, Япония, сбит советскими истребителями МиГ-15 над Японским морем. По утверждению пилотов, нарушитель вёл по ним огонь. Радио Москвы сообщило, что один из членов экипажа сбитого самолёта был спасён, но дальнейшая информация о судьбе этого человека отсутствует. Все 12 членов экипажа самолёта считаются погибшими.

13 июня 1952 — разведывательный самолёт C-47 сбит над Балтийским морем в районе Вентспилса, Латвия, советским истребителем МиГ-15. Все члены экипажа погибли.

16 июня 1952 — летающая лодка PBY «Каталина», участвовавшая в поисках сбитого 13 июня шведского самолёта C-47, сама была атакована советскими истребителями МиГ-15, получила повреждения и совершила вынужденное приводнение. Экипаж, включая 2 пострадавших, был подобран немецким торговым судном.

7 октября 1952 — разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» сбит над южными островами Курильской гряды советскими истребителями Ла-11. Все 8 членов экипажа самолёта погибли.

29 июля 1953 — разведывательный самолёт RB-50G «Суперфортресс», выполняя вылет с авиабазы Ёкота, Япония, сбит советскими истребителями МиГ-17 в районе острова Аскольда над Японским морем. Хвостовой стрелок самолёта в ходе перехвата безуспешно вёл огонь по советским истребителям. Из 17 членов экипажа выжил 1, подобранный американским кораблём. Высказывалось предположение, что перехват и уничтожение RB-50 были ответом на сбитие ВВС США советского военно-транспортного самолёта в воздушном пространстве Китая 27 июля того же года.

29 апреля 1954 — разведывательный самолёт RB-45C «Торнадо» едва не был сбит огнём ПВО в районе Киева и прекратил выполнение задания.

4 сентября 1954 — патрульный самолёт P2V-5 «Нептун», совершавший вылет с авиабазы Ацуги, Япония, сбит советскими истребителями МиГ-15 и упал в море. Погиб 1 член экипажа, остальные спасены американским гидросамолётом.

7 ноября 1954 — разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» сбит советскими истребителями над Курильскими островами. Экипаж покинул машину с парашютами, 1 человек утонул после приводнения. Советская сторона заявила, что самолёт находился в воздушном пространстве СССР и вёл огонь по перехватившим его истребителям, американская сторона отвергла эти обвинения.

17 апреля 1955 — разведывательный самолёт RB-47E «Стратоджет» сбит в районе Камчатки советскими истребителями МиГ-15. Погибли все 3 члена экипажа.

22 июня 1955 — патрульный самолёт P2V «Нептун» был атакован советскими истребителями МиГ-15 над Беринговым проливом, после чего разбился на острове Святого Лаврентия, Аляска. Среди членов экипажа не было погибших, но все они пострадали. Инцидент произошёл в сложных метеорологических условиях, что затрудняет восстановление картины произошедшего. Видимо, с этим связано согласие СССР выплатить 50 % от затребованной американской стороной компенсации в 725 тыс. долларов.

10 сентября 1956 — разведывательный самолёт RB-50G «Суперфортресс» потерян над Японским морем. Все 16 членов экипажа погибли. Официально считается, что причиной потери стал тайфун «Эмма», однако существуют предположения о том, что в действительности самолёт был сбит советским истребителем.

24 декабря 1957 — разведывательный самолёт RB-57 сбит над Чёрным морем советскими истребителями. Экипаж погиб.

27 июня 1958 — транспортный самолёт en:C-118 во время перелёта с авиабазы Висбаден в Карачи непреднамеренно вторгся в воздушное пространство СССР над Арменией и был подбит истребителями МиГ-17П. Совершил аварийную посадку. Все 7 членов экипажа выжили и были освобождены через неделю.

2 сентября 1958 — разведывательный самолёт C-130A-II «Геркулес», вылетевший с аэродрома Адана, Турция, сбит советскими истребителями МиГ-17 над Арменией. Все 17 членов экипажа погибли, их останки возвращены частично сразу после инцидента, частично — в результате совместных мероприятий в 1998 году.





Просмотров: 2054


<<< Список авиационных потерь сил коалиции в Иракской войне
Список потерь авиации Многонациональных сил в ходе Войны в Персидском заливе >>>