Авиация Стратегический бомбардировщик - Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики

23 января 2011


Оглавление:
1. Стратегический бомбардировщик
2. История
3. Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики
4. Основные стратегические бомбардировщики



В начале-середине 1950-х годов ещё не существовало зенитных ракет, способных поражать высотные цели, движущиеся с высокой скоростью.

Единственным средством борьбы с такими целями являлись истребители-перехватчики. Таким образом, задача неуязвимости бомбардировщика поддавалась решению, путём создания бомбардировщика с очень высокими высотными и скоростными качествами.

В США по этой доктрине были разработаны B-58 и A-5. Особенностями этих самолётов является, например, полное отсутствие любого другого вооружения, кроме ядерной бомбы — а иногда и единственной ядерной бомбы.

Примерным советским аналогом можно считать Ту-22 и М-50.

Вершиной этой доктрины является американская «Валькирия» XB-70A и её советский аналог, известный как «сотка».

Несостоятельность доктрины выяснилась с появлением ЗРК ПВО, таких, как С-75, уверенно поражающих такие цели, как сверхвысотный самолёт-разведчик U-2. Производство B-58 было свернуто, первый палубный стратегический бомбардировщик A-5 был переделан в разведчик.

На этом новом этапе развития вооружений от стратегического бомбардировщика по-прежнему требовалась высокая скорость, но уже не как средство преодоления ПВО, а как средство быстрого перемещения к месту нанесения удара. Преодоление же ПВО планировалось как, например, полёт на сверхмалой высоте.

В этой парадигме сделаны такие самолёты, как FB-111, Ту-22М и английский TSR.2, который не попал в серию из-за переориентации Великобритании на использование ПЛАРБ с ракетами «Поларис». В англоязычных текстах такие самолёты называются «интердиктор».

С развитием новых технологий стратегические бомбардировщики получили сверхзвуковую скорость и способность летать на предельно малых высотах, а в некоторых случаях и пониженную радиолокационную заметность. Данный комплекс характеристик увеличивает вероятность успешного проникновения в чужое охраняемое воздушное пространство.

Тем не менее высокая стоимость создания и содержания самолётов данного типа, а также их невысокая эффективность в конфликтах малой интенсивности, не даёт возможности быстро заменить авиапарк и некоторые типы самолётов остаются на вооружении в течение нескольких десятилетий. Однако моральное и техническое старение машин данного типа вызывает необходимость их замены. Так, в США была запущена программа по разработке нового бомбардировщика для замены B-52. В России же планируется Ту-95 заменить на модернизированные Ту-160 после 2015 года.

Как правило, стратегические бомбардировщики разрабатывались непосредственно для доставки ядерного оружия. Но они иногда использовались в локальных войнах. В частности, Ту-16, Ту-22 и Ту-22М ограниченно применялись в Афганской войне, B-52 — во Вьетнаме и Ираке, B-2 — в Югославии и в Ираке.



Просмотров: 2140


<<< Сверхзвуковой самолёт
Торпедоносец >>>