Авиация Supermarine Spitfire - Модификации

28 апреля 2011


Оглавление:
1. Supermarine Spitfire
2. Модификации
3. Применение



K.5054

Самолёт-прототип, совершил свой первый полёт в марте 1936 года. Был построен всего один экземпляр.

Mk.I

Первый промышленный вариант Spitfire. Во многом идентичен прототипу, отличался от него лишь незначительными модификациями каркаса. Самолёт этого типа совершил свой первый полёт в мае 1939 года, и стал поступать в боевые части в августе-сентябре того же года. Всего было построено 1567 машин этого типа.

Mk.II

Дальнейшее развитие модели Mk.I, основным отличием была установка нового двигателя Merlin 12. Эти самолёты стали поступать в боевые эскадрильи в сентябре 1940 года.

Mk.III

Отличался от Mk.I некоторыми переработками в конструкции корпуса, а также установкой убирающегося заднего шасси. Планировалось выпустить 1000 самолётов этого типа, однако эта модель не получила развития и промышленно не выпускалась из-за того, что к этому моменту была готова к промышленному производству более совершенная версия Mk.V. Единственный прототип использовался в дальнейшем в качестве летающей лаборатории при испытании нового двигателя Merlin 61.

Mk.V

Технические данные Spitfire Mk.VC
Тип Одноместный истребитель-перехватчик
Двигатель Rolls-Royce Merlin Type 45, мощностью 1470 лс
Вооружение Четыре пушки Hispano Suiza калибра 20 мм
Размах крыла 11.23 м
Длина 9,12 м
Высота 3,86 м
Вес пустого 2 313 кг
Вес при полной загрузке 3 078 кг
Максимальная скорость 602 км/час
Практический потолок 11 280 м
Боевой радиус 756 км

Spitfire Mk.V стал результатом доработки базовой модели Mk.I, когда на каркас этого самолёта был установлен новый, более мощный двигатель Merlin 45 который давал максимальную мощность 1470 лс на высоте 2820 метров. Прототип самолёта поднялся в воздух в декабре 1940 года. Всего с конвейера сошло 6487 машин этого типа, и ещё 150 самолётов было произведено в результате переделки вариантов Mk.I и Mk.II. Самолёты модификации Mk.V выпускались в следующих вариантах:

  • Mk.VA — имел на вооружении 8 пулемётов, располагавшихся по четыре в каждом крыле. Всего было выпущенно 94 таких самолётов;
  • Mk.VB — вооружение было изменено на 2 20-мм пушки и 4 пулемёта. Построено 3911 самолётов;
  • Mk.VC — вооружение составляло 4 20-мм пушки. 2467 машин.
  • Ещё 15 машин были переделаны в самолёты разведчики из варианта Mk.VB. Для этого на них установили камеры и убрали вооружение.

Mk.V стал первым вариантом Spitfire, на котором было установлено оборудование для несения бомбового вооружения, что позволило использовать его в качестве истребителя-бомбардировщика.

Вооружение, в разное время устанавливашееся на Спитфайр. Сверху пулемёты Браунинг, снизу пушки Испано-Сюиза

Mk.VI

Высотный истребитель-перехватчик. Этот самолёт имел много сходства с моделью Mk.V, но отличался наличием специальной высотной кабины, в которой поддерживалось постоянное давление, а также увеличенным размахом крыльев. Он оснащался двигателем Merlin 47, мощностью 1415 лс. Было построено лишь небольшое количество этих самолётов и их поставки в Королевские ВВС начались в апреле 1942 года.

Mk.VII

С появлением новых двигателей Merlin 60-й серии, конструкторы Супермарин приступили к структурной переработке каркаса и корпуса Spitfire. В результате этих работ появились две модели самолёта — Mk.VII и Mk.VIII. Mk.VII был высотным истребителем-перехватчиком с кабиной постоянного давления. Эта модель самолёта стала поступать в Королевские ВВС с сентября 1943 года. Построено около 140 самолётов этой модификации.

Mk.VIII

Эта модель отличалась от Mk.VII только отсутствием высотной кабины. Использовался в качестве стандартного истребителя-перехватчика и истребителя-бомбардировщика. Впервые эта модель появилась в середине 1943 в истребительных частях находящихся на Ближнем востоке. Все истребители этого типа использовались эскадрильями Королевских ВВС расположенными за пределами Великобритании. Всего было построено 1658 самолётов этой модификации.

Mk.IX

Supermarine Spitfire Mk.IX

Пока шли работы над моделью Mk.VI, в качестве промежуточной меры было решено установить новый двигатель на базу модели Mk.VC, и тем самым улучшить лётные характеристики самолёта в достаточно короткие сроки. На первые два прототипа были установлены двигатели Merlin 61, и они совершили первый полёт в начале 1942 года. Доработка самолёта позволила увеличить высоту полёта на 3050 метров и максимальную скорость на 113 км/час. Всего было выпущено 5656 самолётов в модификации Mk.IX и ещё 262 машины были переделаны из Mk.V.

Несмотря на то, что эта модель задумывалась как временная мера, необходимая для того, чтобы дать возможность сконструировать и испытать модели Mk.VII и Mk.VIII, самолёт выпускался до конца войны и в общей сложности стал самой массовой моделью Spitfire. Этот истребитель использовался также в качестве истребителя-бомбардировщика и самолёта-разведчика.

Mk.X

Самолёт-разведчик. Во многом сходный с самолётами-разведчиками построенными на базе Mk.I, однако отличался от них наличием двигателей Merlin серии 61 и высотной кабины с постоянным давлением. Начал поступать в Королевские ВВС в мае 1944 года. Было построено небольшое количество этих машин.

Mk.XI

Mk.XI

Самолёт-разведчик, практически идентичный модели Mk.X, однако не имел кабины постоянного давления. Принят на вооружение в декабре 1942 года. Именно эта модель стала самой массовой моделью Spitfire, использовавшейся в качестве самолёта-разведчика.

Mk.XII

В начале 1940 года два прототипа Spitfire были заказаны для проведения испытаний новых двигателей Rolls-Royce Griffon. Испытания прошли успешно и было решено заказать 750 самолётов под общим названием Spitfire Mk.IV и именно под этим названием прототип самолёта совершил свой первый полёт 27 ноября 1941 года. Однако в начале следующего года, пока шли лётные испытания, было решено изменить обозначение на Mk.XX для того, чтобы избежать путаницы с уже существовавшим вариантом Spitfire Mk.I использовавшегося в качестве самолёта-разведчика и известного под обозначением PR Mk.IV. После установки на новый истребитель вооружения состоящего из шести автоматических пушек он наконец получил своё окончательное обозначение Mk.XII. Всего было построено 100 машин этого типа и они поступили в Королевские ВВС в 1943 году.

Mk.XVI

Spitfire Mk XVI с каплевидным русск. фонарём в 2006 над аэродромом в Даксфорде русск.

Эта модель была во многом схожа с модификацией MK.IX, но в качестве энергетической установки использовался изготовленный в США по лицензии двигатель Packard Merlin 266. Всего было изготовлено 1054 самолётов этой модификации. Отличительной особенностью самолётов этого типа были укороченные, «обрезанные» крылья, а также устанавливаемое на самолётах поздних выпусков пушечное вооружение на внешних подвесках под крыльями.



Просмотров: 2609


<<< Supermarine Seafire
Supermarine Walrus >>>