Авиация Supermarine Spitfire - Применение

28 апреля 2011


Оглавление:
1. Supermarine Spitfire
2. Модификации
3. Применение



Западная Европа, начальный период войны

На момент объявления Великобританией войны Германии в сентябре 1939 года, Королевские ВВС имели на вооружении в общей сложности 187 Spitfire. Эскадрильи № 19, 41, 54, 65, 66, 72,74, 602, 603 и 611 были полностью укомплектованы новыми машинами, а эскадрилья № 609 находилась на стадии перевооружения.

Spitfire впервые «вступили в бой» 6 сентября 1939 года во время так называемого Сражения у Баркинг Крик. Из-за неполадок в работе радара расположенного в Коневдоне, Эссекс, самолёты совершавшие полёты к западу от станции появились на экране радара как цели приближающиеся с восточного направления. Это было расценено как попытка германских самолётов атаковать Лондон. Операторы на станции наблюдения в Коневдоне сообщили о приближении с восточного направления 20 самолётов противника. Немедленно было поднято в воздух несколько эскадрилий истребителей, которые появившись на экранах радара, тоже были приняты за приближающиеся немецкие самолёты. Всё это было воспринято как попытка люфтваффе организовать полномасштабную атаку на английскую столицу. Зенитные батареи открыли огонь по «двухмоторным немецким бомбардировщикам», а истребителям был отдан приказ атаковать противника незамедлительно. В течение некоторого времени эскадрильи Spitfire и Hurricane пытались атаковать друг друга, но находили в небе лишь свои самолёты. Это продолжалось до тех пор, пока у самолётов не закончилось горючее и они не были вынуждены вернуться на свои аэродромы, после этого ситуация прояснилась сама собой. Этот инцидент стоил Королевским ВВС трёх самолётов: два Hurricane были сбиты Spitfire и один Blenheim был уничтожен огнём зенитных батарей.

Впервые Spitfire встретили настоящего противника 16 октября 1939 года, когда истребители 602-й и 603-й эскадрилий были подняты для перехвата 9 Junkers 88 которые пытались атаковать боевые корабли Королевского ВМФ. Во время этого воздушного боя два немецких самолёта были сбиты, а ещё один получил серьёзные повреждения.

Однако по-настоящему массовые встречи Spitfire с немецкими самолётами начались после 21 мая 1940 года, когда в результате быстрого продвижения немецких войск в Бельгии и Франции люфтваффе стало размещать свои самолёты на территории оккупированных государств. Это сделало возможным широко применять истребительные эскадрильи с аэродромов в южной Англии. В течение следующих недель эскадрильи Spitfire и Hurricane осуществили большое количество боевых вылетов и сыграли особенно большую роль во время эвакуации войск союзников из Дюнкерка.

Самолёты-разведчики

Можно считать, что именно Spitfire стал основоположником передовых для своего времени методов ведения воздушной разведки. Незадолго до начала Второй мировой войны, молодой офицер Морис «Коротышка» Лонгботтом, направил руководству Королевских ВВС письмо, где излагал свои, во многом революционные, взгляды на ведения современной разведывательной воздушной войны. Он полагал, что для того, чтобы выполнять разведывательные миссии наиболее успешно, самолёты-разведчики должны быть практически неуязвимы для истребителей и зенитной артиллерии противника. Для этого, по его мнению, нужно было сделать упор на самолёты-разведчики обладающими недосягаемыми для противника скоростью и потолком полёта. Однако в начале эти предложения встретили достаточно прохладный прием от командования ВВС. Британская армия испытывала острую нехватку современных истребителей, и казалось совершенно невозможным выделить хотя бы несколько машин для этих целей.

Однако первые же недели войны сделали выводы Лонгботтома очевидными. Стоявшие в это время на вооружении разведывательных эскадрилий самолёты, явно не справлялись со своими задачами, и было решено выделить два самолёта Spitfire Mk.I для испытания их в качестве разведчиков. На оба самолёты были установлены по две камеры в крылья, на места где до этого располагалось вооружение и боевой комплект. Была несколько улучшена аэродинамика самолётов и это дало прирост скорости в 20 км/час.

Как только новые самолёты приступили к выполнению разведывательных полётов над Западной Германией и Рурской областью, стало очевидно их преимущество над выполнявшими ту же работу Blenheim. В отличие от других самолётов Spitfire не только избежал потерь, но даже не был замечен Германской ПВО.

В марте 1940 года была разработана модель «повышенной дальности» — PR IC, а в июле того же года PR IF — «особо большой дальности». Эти самолёты были способны достигать Берлина. 29 октября 1940 года один из этих самолётов произвёл фотосъёмку порта Штеттин на Балтийском море и вернулся на аэродром в южной Англии проведя в воздухе 5 часов 20 минут. Другими успешными миссиями стали съёмки Марселя на юге Франции и порта Тронхейм в Норвегии.

Битва за Британию

Mk.V

В начале июля 1940 года Истребительное Командование Королевских ВВС располагало 50 эскадрильями, на вооружении которых стояли современные типы истребителей. 31 эскадрилья имела на вооружении Hurricane и 19 — Spitfire. Принято считать, что Битва за Британию началась с атак германских самолётов на конвои проходящие по проливу Ла-Манш. С течением времени воздушные бои над проливом становились всё более ожесточенными и через некоторое время немецкие самолёты стали предпринимать попытки «свободной охоты» над территорией южной Англии.

Однако эти действия были лишь прелюдией к основной компании, которую люфтваффе начало 13 августа. В этот день немецкие самолёты начали массированные налёты на военно-морские базы в Портленде и Саутгемптоне, а также на аэродромы расположенные в Детлинг и Истсерч. 7 сентября люфтваффе переключилось на атаки на Лондон. В течение следующей недели подобные атаки были предприняты 3 раза, а 15 сентября, который теперь принято считать Днём Битвы за Британию, на Лондон было совершено сразу два массированных налёта.

В первой атаке приняли участие 21 истребитель-бомбардировщик Мессершмит 109 и 27 бомбардировщиков Dornier 17, которые сопровождали примерно 180 истребителей Мессершмит 109. Спустя два часа была предпринята ещё одна, гораздо более мощная атака в которой приняли участие 114 бомбардировщиков Dornier 17 и Heinkel 111 в сопровождении 450 Ме 109 и нескольких Ме 110. На этот момент 11-я Группа истребительного командования, которая была ответственна за оборону Лондона располагала 310 боеспособными истребителями, из них 218 Hurricane и 92 Spitfire Mk.I.

В этот день было уничтожено 55 немецких самолётов, подавляющее большинство в результате воздушных боёв. Королевские ВВС потеряли 8 Spitfire и 21 Hurricane. Spitfire несли потери в пропорции 4,2 сбитых самолёта на 100 боевых вылетов, в то время как Hurricane нес потери в пропорции 6,4 самолёта на 100 вылетов. Spitfire превосходил своего боевого товарища по многим показателям, и это давало ему приблизительно в полтора раза больше шансов выйти победителем в воздушной дуэли, по сравнению с Hurricane.

Несмотря на то, что реальные потери люфтваффе были значительно ниже официально заявленных англичанами 185 сбитых самолётов, именно воздушное сражение 15 сентября считается переломной точкой в Битве за Британию. Спустя всего два дня после этого Гитлер отдал приказ отложить на неопределённый срок операцию по вторжению на британские острова.

По сравнению со своим основным оппонентом во время Битвы за Британию, немецким истребителем Ме 109, Spitfire MK.I, был несколько быстрее в горизонтальном полёте на высотах до 15000 футов, и несколько медленнее на высотах выше 20 000 футов. Spitfire был маневреннее на всех высотах и скоростях полёта, однако Ме 109 быстрее набирал высоту и имел большую скорость пикирования. Во время воздушных боёв относительно близкие технические характеристики самолётов давали практически равные шансы на победу английским и немецким пилотам. Результаты дуэлей в основном зависели от выучки лётчиков, тактики применяемой истребительными эскадрильями, а также от таких факторов, как: кто первый заметил противника, кто имел в этот момент преимущество в высоте и скорости, на чьей стороне было численное превосходство.

На заключительном этапе Битвы за Британию Королевские ВВС получили в свое распоряжение новую версию Spitfire — MK.II. Несмотря на то, что самолёт был оснащен более мощным двигателем Merlin 12, установка дополнительного оборудования сделала его более тяжелым и его лётные показатели практически не изменились.

Восточный фронт

Некоторое количество Spitfire было поставлено в СССР. Самолет нашёл применение, в основном, в ПВО.



Просмотров: 2610


<<< Supermarine Seafire
Supermarine Walrus >>>