Авиация Таран (воздушный)

15 февраля 2011


Оглавление:
1. Таран (воздушный)
2. Применение
3. Некоторые пилоты, применявшие таран



Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова»
Почтовая марка СССР 1943 г. с картиной ночного тарана Талалихина
Советская почтовая марка, посвящённая наземному тарану Гастелло

приём авиационного боя, предназначенный для выведения из строя самолёта или дирижабля противника путём столкновения или срезания лопастями винта рулевых плоскостей. Возможен также таран наземного объекта или корабля. Первым воздушный таран применил Пётр Нестеров 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.

Техника

Таран выполняется путём направления самолёта на цель и нанесения им по цели удара. Разрушение цели может производиться как за счёт непосредственно кинетической энергии атакующего самолёта, так и за счёт детонации боеприпасов атакующего самолёта, либо имеющихся на цели. При таране наземной цели или корабля пилот атакующего самолёта не имеет никаких шансов на выживание. При таране воздушной цели пилот при определённом опыте и везении может выжить, либо воспользовавшись парашютом, либо даже сохранив свой самолёт в относительной исправности и посадив его.

Изобретателем воздушного тарана считается русский авиатор Н. А. Яцук, который в журнале «Вестник воздухоплавания» № 13-14 за 1911 год высказал предположение, что, «Возможно, что в исключительных случаях лётчики будут решаться таранить своими аэропланами чужой». Он же предложил первый способ воздушного тарана, дающий лётчику шансы на выживание: удар по крылу аэроплана противника сверху шасси своего аэроплана. Именно у Яцука идею тарана узнал Пётр Нестеров, впервые применивший воздушный таран на практике.

В зависимости от конструкции самолётов в разное время использовались различные техники тарана:

Удар шасси по крылу 
Применялся на ранних бипланах, имеющих непрочное крыло и неубирающиеся стойки шасси. Атакующий аэроплан заходит на цель сверху и наносит удар колёсами шасси по верхнему крылу цели. Именно этот способ тарана применил Нестеров, но из-за неверно рассчитанной скорости произошёл удар фюзеляжем, что привело к повреждению аэроплана и последующей гибели пилота. Позже этот тип тарана удачно применил Александр Казаков.
Удар пропеллером по хвостовому оперению 
Широко применялся на поршневых самолётах самой разной конструкции. Атакующий самолёт заходит на цель сзади и наносит удар пропеллером по хвостовому оперению цели. Удар приводит к разрушению либо потере управляемости самолёта-цели. Самый распространённый вид воздушного тарана во времена Великой Отечественной войны. При правильном исполнении лётчик атакующего самолёта имеет достаточно хорошие шансы: при столкновении страдает только пропеллер, и даже если он выйдет из строя, есть шанс посадить машину или выпрыгнуть с парашютом.
Удар крылом 
Производится как при лобовом сближении, так и при заходе на цель сзади. Удар наносится крылом по хвосту или фюзеляжу, в том числе кабине пилота самолёта-цели. Иногда такими таранами заканчивались лобовые атаки.
Удар фюзеляжем 
Самый опасный для лётчика вид тарана. К нему можно также отнести столкновение самолётов при лобовой атаке. Как ни удивительно, даже после такого тарана некоторые лётчики оставались живы.
Удар хвостом 
Таран, совершённый И. Ш. Бикмухаметовым во время Великой Отечественной войны: выйдя в лоб противнику с горкой и виражом Бикмухаметов нанёс удар хвостом своего самолёта по крылу противника. В результате противник потерял управление, сорвался в штопор и разбился, а Бикмухаметов смог даже довести свой самолёт до аэродрома и благополучно приземлиться.
Таран В. А. Куляпина 
Таран на реактивном истребителе крупного транспортного самолёта. Куляпин зашёл на цель сзади и ударом части фюзеляжа за кабиной и вертикального киля своего истребителя обрубил стабилизатор атакуемого самолёта.
Таран С. П. Субботина 
Таран на реактивном истребителе, применён в воздушном бою в Корее. Субботин попал в ситуацию, когда его на снижении догонял противник. Выпустив тормозные щитки, Субботин сбросил скорость, фактически подставив свой самолёт под удар. В результате столкновения противник был уничтожен, Субботин успел катапультироваться и остался жив. Сам Субботин, описывая произошедшее, не говорил о таране и о намеренном совершении столкновения.

Известны единичные случаи «таранных боёв», когда в столкновении двух самолётов последовательно применялись несколько различных таранных ударов.





Просмотров: 1574


<<< Кубанская этажерка
Ударил-убежал >>>