Авиация Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова - История производства

23 января 2011


Оглавление:
1. Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова
2. История производства
3. Многоцелевое предприятие
4. Награды предприятия полученные в советский период



Химки

  • В 1935 г., завод получил заказ на переоборудование пассажирского самолёта АНТ-9, в агитационный самолёт «Крокодил».

Рост авиации востребованный планом I пятилетки требовал устойчивый и простой в конструкции самолёт. В это время, американский Дуглас имел большой спрос на мировом рынке.

  • В 1936 г., начались подготовки к выпуску лицензионного самолёта ДС-3. Сам самолёт приобрёл новое обозначение ДС-3 2М-62ИР. В 1939 г. испытания были проведены успешно и самолёт получил новое обозначение ПС-84.

Также был создан ОКБ-84 во главе Н. Н. Поликарпова, в котором продолжались работы по истребителю И-16.

  • В 1937 г., на заводе были построены катера на воздушной подушке В. И . Левкова.
  • В 1939 г., под руководством конструктора В. Ф. Болховитинова был построен бомбардировщик ББС-1 .

Ташкент

Въезд на авиапредприятие.

Перебазирование из г. Химки Московской области в Ташкент было организовано в декабре 1941 г. Груз и люди были распределены в 17 эшелонах. В январе 1942 г. завод был перебазирован и возобновил работу на новом месте.

  • С 1942 г. производство нового самолёта Ли-2, созданного на основе американского самолёта ДС-3..

В 1942—1945 годах на заводе было произведено 2258 самолётов этой модели.

  • С 1954  завод выпускал транспортные самолёты Ил-14.
  • С 1957 выпуск самолётов Ан-8.
  • В 1960 изготовлен первый экземпляр винтокрыла Ка-22.
  • В 1962 сформирован информационно вычислительный центр.
  • С 1962 начат выпуск транспортных самолётов Ан-12, всего их было выпущено 830 экземпляров.
  • С 1966 выпуск тяжёлых транспортных самолётов «Антей» Всего до 1975 года было построено 66 самолётов Ан-22.
  • В 1972 на базе завода образовано ПО в который вошли Ташкентский, Андижанский и Ферганский механические заводы. Внедрена на Ташкентском производительном предприятии автоматизированная система управления.
  • С 1973 завод выпускал средний транспортно-десантный самолет Ил-76. Oфициально заказ на производство самолёта был выдан в плане X пятилетки, 1976—1980. Всего на предприятии было выпущено 950 машин.

Республика Узбекистан

Административное здание и депо, предприятие ТАПОиЧ, 2009

Плановая система советского периода гарантировала каждому производственному объединению спрос на изготовленную продукцию. Так, ТАПОиЧ поставляло самолёты, но занималось производством фюзеляжей и нуждалась в двигателях.

Провозглашение независимости поставило задачу перед Узбекским правительством по увеличению внутренней продукции и замене отечественным производством импортной продукции. Последовала протекционистская политика, остановка обмена валюты и применены финансовые и правозаконные методы торможения обмена между Узбекистаном и другими странами.

Само предприятие осталось под контролем государства и незначительная часть акций была распродана рабочему коллективу.

В таких условиях последовали: ухудшение условия труда, уменьшение количества производимых самолётов, старение производственного оборудования, утечка квалифицированных специалистов. .

  • В 1990 построена первая экспортная модель самолёта Ил-114.
    Была организована кооперация с украинским «ОКБ Антонов» на поставку крыла для самолёта Ан-70.
  • В 1992 был поднят в воздух первый экземпляр Ил-114.
  • В 1995 начато производство модернизированного самолёта Ил-76МФ с новыми двигателями ПС-90А.
  • В 1997 предприятие преобразовано в акционерное общество.
  • С 2000 завод перешёл с непосредственно авиационного производства на мелкое производство бытовых предметов для населения.
  • В 2005 подписан контракт на поставку КНР 4 экземпляров заправочных самолётов Ил-78.
  • В 2007 объявлено о планируемом в 2008 году вхождении ТАПОиЧ в состав российской Объединенной авиастроительной корпорации при сохранении за объединением контроля со стороны Республики Узбекистан.
  • В 2010 Хозяйственный суд Ташкента инициировал процедуру банкротства в отношении ГАО «ТАПОиЧ». 1 ноября на предприятии было введено внешнее управление сроком на один год.
  • С 1 января 2011 года ГАО «ТАПОиЧ» возглавил Рустам Абдуразаков, получивший должность внешнего управляющего.
  • 1 июня 2011 года вице-премьер России Сергей Иванов объявил, что ТАПОиЧ не войдёт в состав ОАК.

Отсутствие денег из-за фактической остановки производства и коррупция высших членов провоцируют задолженности по выплате зарплат. По состоянию на май 2011 года, задолженность по заработной плате на ГАО «ТАПОиЧ» составляет 10 месяцев.



Просмотров: 5191


<<< Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова
Тбилисский авиазавод >>>