Авиация Васильев, Александр Алексеевич

22 января 2011


Оглавление:
1. Васильев, Александр Алексеевич
2. Сочинения



Русский авиатор Васильев Александр Алексеевич

Александр Алексеевич Васильев — один из первых пилотов-авиаторов в России.

Биография

Родился в 1882 году в д. Марьевка Тамбовской губернии.

После окончания юридического факультета Казанского университета служил секретарем в Казанской судебной палате, готовился стать помощником судьи. Однажды он стал свидетелем полета аэроплана. Потрясенный увиденным, молодой человек «заболел» воздухом и уехал во Францию учиться профессии пилота-авиатора.

Авиашкола

Васильев А. А. — выпускник школы Блерио, получивший 19 сентября 1910 года диплом пилота за номером 225. Летал в школе блестяще и был даже оставлен инструктором в ней. Этой чести до сей поры удостаивались только самые способные выпускники. Инструкторская деятельность Васильева во Франции длилась недолго — слишком тянуло домой.

На пике славы

В Россию вернулся вместе с авиатором из той же школы, Виссарионом Савельевичем Кебурия, в прошлом — дорожным мастером. Александр Алексеевич Васильев стал 17-м дипломированным авиатором в России, имевшим право совершать публичные полеты. Из Франции они привезли два самолета «Блерио», с которыми предприняли поездку по городам России для демонстрации полетов, популяризируя успехи авиации.

Первое «шоу» Васильев устроил 1 сентября 1910 года в Нижнем Новгороде, где установил всероссийский рекорд высоты — 1 тысяча метров. В Казани на полет Васильева пришли посмотреть 40 тысяч человек. Это было на ипподроме в районе озера Кабан. Девятнадцатиминутный полет прошел под неумолкающее «Ура!» и гром рукоплесканий. После посадки публика сорвалась с мест, пилота в восторге качали и на руках донесли до ангара. Позже Александру Алексеевичу вручили серебряный жетон с надписью «Первому Казанскому авиатору» и избрали почетным членом Казанского общества воздухоплавания.

В начале лета 1911 г. на Ходынском поле, находившемся в ведении штаба Московского военного округа, где располагались военные лагеря, стрельбище и артиллерийский полигон, был выделен участок для установки наземных мишеней, впоследствии ставший аэродромом Московского общества воздухоплавания. Организованные МОВ с 27 мая по 7 июня авиационные соревнования отличались от остальных «авиамитингов», проходивших в России, прежде всего, обилием военных конкурсов. На Первой Московской авиационной неделе зрители могли своими глазами увидеть полеты русских авиаторов Ефимова, Габер-Влынского, Васильева, Масленникова и других. Хотя в состязании принимали участие только гражданские летчики, по примеру Петербургской недели также выполнялись «упражнения военного характера»: бомбометание в нарисованный на поле броненосец, разведка, преследование воздушного шара и полет для связи. Характерно, что один из летчиков — Б. С. Масленников летал на «Фармане VII» с пулеметом на борту. Это первый в России случай установки пулемета на самолете. 5 июня призы получил и Васильев за высоту и за удачное метание бомб… Он сбросил две бомбы на броненосец и удачно попал в боковую броневую башню. 4 и 7 июня вместе с другими летчиками участвовал в розыгрыша приза погони за аэростатом.

Вторая Авиационная неделя в Санкт-Петербурге, май 1911 года

Авиатор Васильев — победитель знаменитого первого перелёта «Петербург — Москва» в июле 1911. Установил несколько авиационных рекордов. Перелет Петербург — Москва А. А. Васильев совершил за 24 часа 41 минуту. Во время перелета Петербург — Москва А. А. Васильев пробыл в воздухе 9,5 часов. За первые сутки перелета А. А. Васильев пролетел 677 км, превысив тем самым мировой рекорд французского авиатора Бомона.

Как победитель перелета Петербург — Москва, удостоился счастья выслушать Высочайшую телеграмму следующего содержания:

Московскому губернатору Джунковскому. Передайте авиатору Васильеву Мое искреннее поздравление с победой на перелете Петербург — Москва и Мою благодарность за его готовность и впредь работать на пользу отечественного воздухоплавания, успехи и развитие которого близки Моему сердцу. Николай.

Сухощавый, но крепкий и ловкий, с проницательными живыми глазами, он производит впечатление человека, попавшего в свою сферу, — такой портрет Васильева находим в февральском номере журнала «Вестник воздухоплавания» за тысяча девятьсот одиннадцатый год. Одним из блестящих достижений Васильева стал его перелет из Елизаветполя в Тифлис. «Блерио» Васильева прошел двести четыре километра на высоте тысяча пятьсот метров за один час пятьдесят пять минут. Его машина была первым самолетом, который увидели в небе Грузии. «Тифлисский листок» сообщал на своих страницах, что, узнав об этом перелете Васильева, сам Блерио прислал ему восторженную телеграмму. Поздравив с успехом, Блерио сообщал, что дарит Васильеву самую последнюю модель своего самолета.

Профессия — пилот

Васильев был не только опытным пилотом, но и смелым человеком. Летая как-то в Харькове в сильный ветер, он попал в очень сложное положение: ветер перевернул его машину вверх колесами сразу же после взлета. Летчик не растерялся и справился с ситуацией. Публика восприняла этот переворот как уникальный трюк, а Васильев, по его воспоминаниям, отсчитывал последние секунды своей жизни.

С начала 1913 года А. А. Васильев работал летчиком-испытателем на петербургском заводе Первого Российского Товарищества Воздухоплавания. Летал на всех типах самолетов, выпускаемых заводом.

Летчик участвовал и в публичных выступлениях. Летал вместе со своим другом Кузьминским в Лодзи, Варшаве, Вильно, Екатеринославе, Ростове-на-Дону, Пятигорске и других городах. Они демонстрировали высшую школу пилотажа, включая «мертвые петли».

В июле 1913 года Александр Алексеевич совершил перелет Петербург — Москва -Петербург. Летное время составило 10 часов 52 минуты.

Первая мировая

Первая мировая война круто изменила судьбы Васильева и его друга авиатора Кузьминского. В начале августа 1914 г. друзья прибыли в штаб Юго-Западного фронта в качестве летчиков-охотников. Авиаторов назначили в девятую армию. Первый боевой полет стал для Васильева последним. 10.08.1914 г. он вместе с наблюдателем генералом Мартыновым производил по заданию Штаба фронта разведку Львова. Но осколки неприятельской шрапнели повредили мотор его «Морана», вследствие чего пришлось совершить вынужденную посадку в неприятельском тылу, Васильев и генерал Мартынов попали в плен. Генерал Мартынов после трёх с половиной лет тяжёлого плена летом 1918 года вернулся в Москву. Васильев оставался в плену всю войну. Совершил попытку побега, после которой был заключён в лагерь строгого режима. Делались неоднократные попытки обмена его на пленных австрийских офицеров. В последнем документе от 31 декабря 1917 года австрийская сторона вторично сообщила, что пленный авиатор "признан неспособным к военной службе и будет отправлен в Россию с поездом инвалидов. Но этого не произошло. Умер в плену. Где его могила, никто не знает, но имя героя навечно вписано в историю русской авиации.

Пророчески звучат слова, сказанные Александром Алексеевичем Василиевым на заре русской авиации:

Русской авиации принадлежит блестящее будущее. Необходим только опыт, нужна практика, чтобы наши природные качества, усиленные знаниями, создали могущественный воздушный флот, чтобы русская авиация заняла выдающееся место в кругу других держав.



Просмотров: 2565


<<< Блерио, Луи
Вегенер, Александр Николаевич >>>