Авиация Воздушный старт

22 января 2011





«Пегас» - первый реализованный проект воздушного старта космического назначения

способ запуска ракет или самолётов с высоты нескольких километров, куда доставляется запускаемый аппарат. Средством доставки чаще всего служит другой самолёт, но может выступать и воздушный шар или дирижабль.

Наиболее часто данный способ в настоящее время используется для запуска аппаратов по суборбитальной траектории, либо для вывода спутников на околоземную орбиту в системах, состоящих из самолёта-носителя и ракеты-ноcителя или крылатых авиационно-космических системах.

В докосмическую эпоху было реализовано много проектов воздушного старта экспериментальных и прочих самолётов и крылатых ракет.

В 1960-е гг и позже в США были созданы запускаемые с самолётов-носителей экспериментальные ракетопланы, в т.ч. первый гиперзвуковой самолет - суборбитальный пилотируемый космоплан North American X-15, также Bell X-1, Lockheed D-21, Boeing X-43 и др. Подобные системы были также во Франции и других странах. Воздушный старт использовался для отработки космоплана Энтерпрайз в масштабной программе многоразовой транспортной космической системы Спейс шаттл.

В последние годы данный способ запуска на низкие околоземные орбиты при соответствии некоторым условиям приобретает популярность ввиду высокой экономической эффективности и мобильности.

Первым из детальных проектов АКС с воздушным стартом была нереализованная система СССР «Спираль» 1960-х—1970-х гг. из гиперзвукового самолёта-разгонщика, РН и орбитального самолёта. Воздушный старт использовался для полётов дозвукого самолёта-аналога её орбитального самолёта.

В США действует система Пегас / L-1011, разрабатывается другая система и есть прочие проекты АКС.

В России предложены детально разработанные проекты АКС МАКС и «Воздушный старт». В первом проекте космоплан с внешним топливным баком запускается с борта сверхтяжёлого самолёта Ан-225 «Мрия». Основным элементом второго проекта является специально переоборудованный тяжёлый самолёт Ан-124-100ВС «Руслан», с борта которого на высоте примерно 10 км по разработанной Государственным ракетным центром «КБ им. Макеева» технологии осуществляется так называемый «миномётный» старт ракеты-носителя, доставляющей на расчётную орбиту полезную нагрузку. Есть также проекты «Бурлак» и прочие, в которых РН с ИСЗ запускается с борта разных самолётов-носителей Ту-160, Ан-124, Ту-22М.

В Украине с использованием самолёта-носителя Ан-225 разработаны проекты АКС «Свитязь» и «Лыбидь». Казахстан предлагает проект АКС «Ишим».

Проекты АКС с воздушным стартом космопланов были созданы в Германии, Японии, Китае и т.д.

При помощи воздушного старта запускаются частные суборбитальные космопланы SpaceShipOne,SpaceShipTwo, М-55 и другие подобные проекты. Воздушный старт с аэростата суборбитальной пилотируемой ракеты предусмотрен в проекте Stabilo ARCASPACE Румынии.





Просмотров: 881


<<< Активный участок полёта