Авиация Выживаемость летательного аппарата

23 января 2011





В верхней части снимка по середине - устройство уменьшения теплового контраста выхлопных газов двигателей вертолета Eurocopter Tigre HAP сухопутных войск Франции. Струя отходящих газов смешиваются с атмосферным воздухом и отклоняется вверх.

Выживаемость летательного аппарата – оперативное понятие, используемое при оценке тактики, применяемых способов преодоления противовоздушной обороны противника. Высокий уровень выживаемости достигается скрытностью полета, маневренностью, применением эффективных приемов уклонения.

К факторам, влияющим на выживаемость, относятся: тактика применения летательного аппарата, его лётно-технические характеристики, характеристики боевой живучести ЛА, квалификация и боевой опыт экипажа, заметность ЛА в основных физических полях, в частности в радиолокационной и ИК областях спектра. В упрощенном виде выживаемость есть вероятность возвращения на базу после выполнения боевого задания в условиях противодействия противника. Характеризуется уровнем потерь – отношением количества сбитых ЛА к общему числу боевых самолёто-вылетов, произведенных за операцию.

Так высокая боевая живучесть советского самолета-штурмовика Су-25 и рациональная тактика его применения в Афганистане обусловили малый уровень боевых потерь этой машины, и соответсвенно, высокую выживаемость штурмовика. За годы афганской войны было потеряно 23 самолета Су-25 при 60 тыс. совершенных боевых вылетов при уровне потерь 0,038 процента.

Уровень потерь истребителей-бомбардировщиков ВВС США и Израиля в локальных войнах 1960-1970-х годов составлял 2 процента, и был значительно выше соответствующего показателя потерь американских ВВС во Второй мировой войне, составлявшего 0,9 процентов. У вертолётов Армии США во Вьетнаме уровень потерь составлял 0,006 процента, что является уникальным для боевых летательных аппаратов в условиях интенсивных боевых действий. На пике войны американские вертолёты совершали несколько тысяч вылетов в сутки, и львиная доля боевых вылетов приходилась на UH-1. Всего за время войны в боевых действиях участвовали в общей сложности 7013 вертолетов UH-1. Из этого количества 3305 машин были повреждены или уничтожены. Число погибших пилотов UH-1 составило 1074, в числе убитых также 1103 других членов экипажа.

Очень высокий уровень потерь был зафиксирован в истребительно-бомбардировочной авиации ВВС Сирии во время Ливанской войны 1982 года — в 40 вылетах она лишилась 21 самолета МиГ-23БН и Су-22.

В нормативном документе Министерства обороны США MIL-HDBK-2089 "Military Handbook Aircraft Survivability Terms" выживаемость определяется как "способность ЛА совершать уклонение или выдерживать воздействие средств противодействия противника без ухудшения способности летательного аппарата выполнять поставленную боевую задачу".

Соответственно высокий уровень выживаемости обеспечивается "использованием любых тактических приемов, способов и методов, а также специализированного оборудования, или их возможных сочетаний, позволяющих повысить вероятность выживания ЛА при эксплуатации в условиях противодействия противника".





Просмотров: 556


<<< Всенаправленный дальномерный радиомаяк
Вынужденная посадка >>>