Авиация Як-141 - Сравнение с аналогами

29 июня 2011


Оглавление:
1. Як-141
2. История
3. Конструкция
4. Корабли-носители
5. Представители
6. Окраска
7. Модификации
8. Полёты
9. Сравнение с аналогами
10. Лётно-технические характеристики
11. Як-141 в компьютерных играх



Сравнение с Як-38

Як-38, середина 1980-х

Як-141 является развитием идей, заложенных в Як-38. Однако, несмотря на схожую компоновку, эти машины имеют множество отличий.

Чем отличается Як-141 от Як-38? У него очень хорошая механизация крыла. Закрылки и поворачивающиеся носки при маневрировании очень эффективны. За счёт хорошей тяговооружённости — энергичный разгон после взлёта по вертикали. Кстати, программа разгона полностью автоматизирована.

И третье — очень интенсивное снижение горизонтальной скорости. Дистанция торможения чуть больше километра. Происходит это благодаря тому, что у ПМД «сто сорок первого» сопло становится в положение 95 градусов, то есть — 5 градусов на создание отрицательной горизонтальной составляющей.

— Андрей Синицын, ведущий лётчик-испытатель по программе Як-141

Кроме того, Як-141 в отличие от своего предшественника обладал бортовой РЛС, а также мог «работать» по сверхзвуковым целям. Мощная силовая установка позволяла нести широкую номенклатуру вооружения, а увеличенные внутренние топливные баки вкупе с применением ПТБ позволяли довести боевой радиус до 900 км, что было почти в 10 раз больше, чем у «тридцать восьмого».

Сравнение с СВВП типа «Харриер»

«Си Харриер»

Самолёты ВВП типа «Харриер» стали первыми серийными машинами этого класса и являлись основными соперниками Як-38 и Як-141. Они строились по другой компоновочной схеме — с единым ПМД, реактивные струи которого направлялись при помощи четырёх маленьких поворотных сопел. На момент первого полёта Як-141 в вооруженных силах государств Северо-Атлантического Альянса уже активно эксплуатировалось второе поколение самолётов типа «Харриер», а также модернизированные машины первого поколения. Все ещё оставаясь дозвуковым самолётом, обновлённый «Харриер» уже обладал бортовой РЛС.

Часто говорят, что манёвр у «Харриера» лучше, так как он использует изменяемый вектор тяги. Но надо иметь в виду, что про этом уменьшается горизонтальная составляющая и происходит торможение. А в бою потерял скорость, считай, что тебя сбили. Я думаю, что такой пилотаж с изменением вектора тяги на одну атаку: попал — не попал. А на Як-141 на малых скоростях я с включённым форсажем могу очень энергично «крутить» виражи.

— Андрей Синицын, ведущий лётчик-испытатель по программе Як-141

И «Як», и «Харриер» использовались для установки рекордов в классе СВВП. Без боевой нагрузки на высотах до 3 км «Харриер» показал себя лучше, но в остальном Як-141 полностью превзошёл своего соперника.

Сравнение с ранними проектами сверхзвуковых СВВП

VJ 101 в музее

Як-141 был далеко не первым сверхзвуковым СВВП — проекты создания таких самолётов прорабатывались ещё в 1950—1960-х годах. Успешных из них известно только два — это французский Mirage IIIV русск. и немецкий VJ 101. Английский проекты P.1154 и P.125 были закрыты и остались лишь на бумаге, а американский XFV-12 хоть и был построен, но оказался неспособным к вертикальному полёту.

Как и Як-141, «Мираж» и VJ имели комбинированную силовую установку. Выше уже было отмечено, что эти самолёты были лишь опытными машинами, не способными нести вооружение. И вот почему. «Мираж», имевший 1 ПМД и 8 ПД, в сентябре 1966 года смог достичь скорости в 2,04 Маха. Силовая установка VJ состояла из 6 двигателей, его максимальное достижение — 1,04 Маха. Вес множества двигателей делал невозможным подвеску какого-либо вооружения, а их эксплуатация была невероятно сложна. Кроме того, «Мираж» достигал сверхзвуковых скоростей только при горизонтальном взлёте. Он разбился через 4 месяца после первого полёта, так и не перейдя звуковой барьер после вертикального взлёта. VJ лишь ненамного перешагнул через число Маха, после чего проект тоже закрыли.

«Як» в свою очередь достиг скорости в 1,5 Маха, в то же время обладая возможностью нести вооружение. Это было успешно доказано 12 мировыми рекордами. При этом его силовая установка состояла из меньшего числа двигателей.

Сравнение с СВВП пятого поколения

F-35B очень близок к Як-141 по конструкции и компоновке. Здесь также применена комбинированная силовая установка, отсек с подъёмным вентилятором также размещён за кабиной пилота, а сопло подъёмно-маршевого двигателя также охвачено хвостовыми балками, хотя их длина меньше. Конструкция сопла ПМД так и вовсе использует идею, впервые воплощённую в Р79В-300. Так получилось, потому что в середине 1990-х компания-разработчик F-35, Lockheed Martin, короткое время сотрудничала с ОКБ Яковлева. По некоторым данным в 1995 году яковлевцы с разрешения правительства России продали американцам всю документацию по Як-38 и Як-141.

Другим проектом сверхзвукового СВВП пятого поколения является X-32B фирмы «Боинг». В нём используется компоновка, как на самолётах типа «Харриер» — с единым подъёмно-маршевым двигателем F119-614C. Этот двигатель является модификацией двигателя, разработанного для самолёта F-22 «Раптор», однако помимо плоского сопла он имеет два передних маленьких сопла и струйные рули для ВВП. Основной плюс X-32B, как и F-35B, перед «Яком» — возможность полёта на сверхзвуке без использования форсажа. Также, оба самолёта превосходят Як-141 по максимальной боевой нагрузке — 2600 кг у «Яка» против 6350 кг у X-32B и 6800 кг у F-35B. Ну и кроме этого, важное преимущество F-35B — это возможность дозаправки в воздухе, что позволяет увеличить боевой радиус.

Следует отметить, что сравнение Як-141 с F-35B и X-32B не совсем корректно, так как последние являются представителями пятого поколения истребителей, в то время как «Як» относится к четвёртому. Тем не менее многие применённые на нём идеи были использованы при создании F-35B, который победил X-32B в конкурсе по созданию единого ударного истребителя и сейчас проходит государственные испытания.



Просмотров: 12329


<<< Як-130
Як-42 >>>