Авиация ЗМКБ Прогресс им. академика А. Г. Ивченко

23 января 2011


Оглавление:
1. ЗМКБ Прогресс им. академика А. Г. Ивченко
2. Руководители



Координаты: 47°49′49.36″ с. ш. 35°11′29.3″ в. д. / 47.830378° с. ш. 35.191472° в. д.  47.830378, 35.191472

Памятник Ивченко А.Г. рядом с ЗМКБ «Прогресс»

государственное предприятие, которое входит в состав Министерства промышленной политики Украины. Сфера его деятельности: проектирование, изготовление, сертификация, ремонт, испытание, доводка и постановка на серийное производство газотурбинных двигателей авиационного и промышленного применения. Высокий уровень конструкторских разработок авиационных двигателей предприятия ГП «Ивченко-Прогресс» подтвержден сертификатами Госавиаслужбы Украины, Авиационного Регистра Межгосударственного Авиационного Комитета стран СНГ и Bureau Veritas.

История предприятия

приказ № 193

5 мая 1945 года приказом № 193 Народного комиссара авиационной промышленности СССР А. И. Шахурина на заводе № 478 было создано опытно-конструкторское бюро по разработке новых и модернизации ранее созданных авиационных двигателей средней и малой мощности для гражданской авиации. Начальником ОКБ был назначен кадровый конструктор завода Александр Георгиевич Ивченко, ставший впоследствии генеральным конструктором предприятия. Основу коллектива нового ОКБ составляли опытные специалисты моторного завода, прошедшие великолепную школу создания и доводки авиадвигателей от М-11 до М-88Б и АШ-82ФН. В 1966 г. предприятие было переименовано в Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс». С 1994 г. ЗМКБ «Прогресс» носит имя своего первого руководителя академика А. Г. Ивченко.

Поршневые двигатели

М-26ГР/АИ-26ГР

В 1946 году в ОКБ был создан двигатель М-26ГР мощностью 500 л.с. Это был первый в мире поршневой двигатель воздушного охлаждения, специально предназначенный для вертолетов. Двигателю присваивается индекс «АИ» — АИ-26ГР.

Опытный АИ-26ГР и его модификации: АИ-26ГРФ мощностью 550 л.с., АИ-26ГРФЛ мощностью 575 л.с. устанавливались на вертолеты Г-4, Б-5, Б-9, Б-10, Б-11 И. П. Братухина и Як-100 А. С. Яковлева. Всего было изготовлено около 1300 двигателей АИ-26.

Большинство первых советских опытных и серийных вертолетов оснащались вертолетными поршневыми моторами, спроектированными в Запорожском ОКБ-478.

АИ-10

Начиная с 1947 г. в ОКБ приступили к опытным работам по созданию легкого мотора АИ-10 мощностью 80 л.с. для учебно-спортивного самолета Як-20. Было построено только 2 опытных самолета.

АИ-4Г

В 1948 г. разработан АИ-4Г мощностью 55 л.с. для корабельных вертолетов связи и наблюдения Ка-10. Двигатели выпускались малой серией.

АИ-14

В этом же году создан уникальный двигатель АИ-14. Его самолетный вариант АИ-14Р — 9-цилиндровая звезда воздушного охлаждения с нагнетателем и редуктором мощностью 265 л.с. устанавливался на различные модификации Як-12 и Як-18. Самолеты имели как учебно-тренировочное, так и боевое применение, их серийно выпущено более 12000 в СССР, Польше, Китае. Также этот мотор устанавливался и на самолет короткого взлета и посадки Ан-14 «Пчелка». И по сегодняшний день под маркой М-14 двигатели семейства АИ-14 применяются на легких учебно-тренировочных, спортивно-пилотажных, административных и сельскохозяйственных самолетах КБ им. А. С. Яковлева и КБ им. П. О. Сухого и эксплуатируются во многих странах мира. Модификации АИ-14В мощностью от 255 до 280 л.с. устанавливались на корабельные многоцелевые вертолеты Камова Ка-15 и Ка-18. Всего изготовлено 465 вертолетов.

АИ-26В

Особо плодотворной была работа с конструкторским бюро М. Л. Миля. В сжатые сроки был построен и испытан вертолет Ми-1 с двигателем АИ-26В мощностью 575 л.с., разработанный в 1953 г. Вертолет имел более десятка модификаций и имел широкое как гражданское, так и военное применение. Строился в двух станах: СССР и Польше общим количеством 2700 единиц.

Газотурбинные двигатели

ТС-12

С 1953 г. ОКБ начинает работы по созданию газотурбинных двигателей. Первой работой в этом направлении была разработка мощного турбостартера ТС-12 для турбовинтового двигателя НК-12, который создавался на Государственном союзном опытном заводе № 276 под руководством Н. Д. Кузнецова. Ими оснащались пассажирские Ту-114 и самолеты военного назначения Ан-22, Ту-95, Ту-126, Ту-142.

ТВ-2Т

Для приобретения опыта по разработке и доводке ГТД из ОКБ Н. Д. Кузнецова был передан ТВД ТВ-2Ф и его документация. В 1954 г. на его базе в ОКБ создана модификация ТВ-2Т с максимальной мощностью 6250 э.л.с. для прототипа транспортного самолёта Ан-8. Изготовлена опытная партия — 7 двигателей. В 1955 г. на предприятии разработана ещё одна модификация — ТВ-2ВК с максимальной мощностью 5900 э.л.с с оригинальным редуктором для привода подъемных и тяговых винтов самого большого в мире винтокрыла Ка-22 конструкции Н. И. Камова. На этом опытном винтокрыле установлены мировые рекорды скоростей и высоты полета. Двигатели были установлены на первом экземпляре Ка-22.

АИ-20

В 1957 г. успешно прошёл государственные испытания одновальный ТВД АИ-20. Двигатель простой по конструкции, технологичный и недорогой в производстве, с высокой эксплуатационной надежностью. Это первый отечественный ГТД с большим ресурсом. Долгие годы его модификации АИ-20А, АИ-20Д, АИ-20К, АИ-20М мощностью от 4000 до 5250 э.л.с. успешно эксплуатировались на пассажирских самолетах Ан-10, Ил-18 и самолетах ВВС — Ан-8, Ил-20, Ил-22. Они и сегодня продолжают эксплуатироваться на Ан-12, Ан-32, Бе-12, Ил-38. В процессе эксплуатации на АИ-20М достигнут межремонтный ресурс 8000 часов, назначенный — 22000 часов. Всего было изготовлено около 14000 АИ-20 всех модификаций.

АИ-7

В 1957 г. для экспериментального вертолёта В-7 был создан ТРД АИ-7 с максимальной тягой 60 кгс. Два двигателя устанавливались на концы двухлопастного винта и винт раскручивался их реактивной тягой. В 1959 г. работы по созданию АИ-7 прекращены в связи с закрытием темы по вертолету В-7.

АИ-24

В 1958 г. разработан ТВД АИ-24 мощностью 2550 э.л.с., в основу которого был положен опыт конструирования ТВД АИ-20 и использован прогрессивный метод моделирования. Его модификации эксплуатируются на пассажирских самолетах Ан-24 и специального назначения Ан-26, Ан-30. Всего было выпущено 11 750 двигателей АИ-24.

АИ-25

С начала 60-х гг. ОКБ ведет разработку двухконтурных ГТД. Двухвальный ТРДД АИ-25 максимальной тягой 1500 кгс для пассажирского самолёта Як-40 был создан в 1965 г. Он также эксплуатировался на сельскохозяйственном самолете М-15. Серийно выпущено 6325 двигателей. Для выпускаемого в Чехии УТС L-39 в 1973 г. была создана модификация АИ-25ТЛ с тягой 1720 кгс. Двигатель разработан на базе ТРДД АИ-25 с удлиненной выхлопной трубой, охлаждаемыми рабочими лопатки ТВД и маслосистемой, обеспечивающей работу подшипников в условиях перевернутого полета. Серийно выпущено более 5000 двигателей. На сегодняшний день около 2650 АИ-25ТЛ эксплуатируются в 37 странах мира и имеют как учебно-тренировочное, так и боевое применение. Модификация двигателя АИ-25ТЛ 300.11 используется на беспилотных летательных аппаратах, АИ-25ТЛК устанавливается на китайский УТС JL-8.

Д-36

В 1971 г. для пассажирского самолёта Як-42 спроектирован первый в СССР ТРДД с большой степенью двухконтурности Д-36, его максимальная тяга 6500 кгс. Конструкция двигателя также впервые в СССР выполнена по трехвальной схеме с широким применением титана и прогрессивных конструкторских, технологических и металлургических новинок. Впервые в отечественном двигателестроении двигатель выполнен по модульной схеме. Модификации этого двигателя успешно эксплуатируются на военно-транспортных и многоцелевых самолетах Ан-72, Ан-74, а также на пассажирском Ан-74ТК-300. Серийно изготовлено около 1700 двигателей и в настоящий момент в эксплуатации находятся свыше 700 двигателей.

Д-136

В середине 70-х годов на базе Д-36 был создан турбовальный двигатель Д-136 мощностью 11400 л.с. для самого грузоподъемного в мире военно-транспортного вертолета Ми-26. Изготовлено 945 двигателей и в эксплуатации находится 400 двигателей.

ДВ-2

В рамках военно-технического сотрудничества стран-участниц СЭВ в 1984 г. спроектирован новый ТРДД ДВ-2 максимальной тягой 2200 кгс для УТС L-59 чешского производства. С 1991 г. двигатель серийно выпускается в Словакии.

Д-18Т

В первой половине 80-х годов основные усилия предприятия были направлены на создание ТРДД сверхвысокой тяги для стратегического военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан». Был создан мощный, высокоэффективный двигатель Д-18Т с тягой 23430 кгс. Он также установлен и на самом большом самолёте мира Ан-225 «Мрия». В 1984 года двигатель был освоен в производстве на ОАО «Мотор Сич». Серийно изготовлено 251 двигатель, в эксплуатации находится 175.

Д-436ТП

Двигатель предназначен для работы в морских условиях на самолёте Бе-200. Д-436-148 - модификация двигателя Д-436Т1 для семейства самолётов Ан-148, Ан-158.



Просмотров: 2177


<<< Жаропрочные сплавы
Лопастной компрессор >>>