Авиация 1Я2ТА
23 января 2011Оглавление:
1. 1Я2ТА
2. Технические характеристики
Ракета 1Я2ТА - советская трёхступенчатая геофизическая ракета. Предназначена для запуска летающей ионосферной лаборатории " Янтарь " для исследования плазменно-ионного двигателя.
История создания
Создана на базе противоракеты В-1000, разработанной под руководством П. Д. Грушина в ОКБ-2 МАП. В-1000 двухступенчатая ракета нормальной аэродинамической схемы, с твердотопливным ускорителем и маршевой ступенью с жидкостным ракетным двигателем, созданном в ОКБ-2 Главного конструктора А. М. Исаева. Стартовая масса ракеты составила 8700 кг, скорость разгона ракеты ускорителем 630 м/с. Для обеспечения аэродинамической устойчивости на ускорителе был установлен трёхперьевой стабилизатор. После отделения ускорителя включался жидкостный реактивный двигатель второй ступени. Ракета разгонялась до 1500 м/с.
Разработка твердотопливного разгонного двигателя ПРД-33 на заводе № 81 началась в 1957 году. Начальником КБ-2 завода был Павел Григорьевич Десятчиков, главным конструктором Иван Иванович Картуков, начальником бригады Николай Тихонович Жирухин. Конструктором двигателя был назначен Виктор Иванович Кузнецов. В то время ПРД-33 был самым мощным в мире пороховым ракетным двигателем. Некоторые специалисты считали, что создать двигатель с такими высокими энергетическими характеристиками не удастся.
Заряд на основе баллиститного пороха НМФ-2 разрабатывался в НИИ-125 под руководством начальника института Бориса Петровича Жукова. Главным конструктором заряда был Леонид Алексеевич Смирнов. В 1959 году двигатель ПРД-33 был отработан и передан для производства на Куйбышевский механический завод. Осенью 1959 года начались первые испытательные пуски противоракет В-1000, оснащённых штатным двигателем.
ПРД-33 развивал тягу 200 тонн, имел длину около пяти метров, длину пороховой шашки 3,1 метра, диаметр корпуса 1,1 метра, вес многошашечного заряда 2 700 килограммов, время работы от 3 до 4,5 секунд.
Тяга ЖРД на земле составляла 10 500 кг, а время работы 36,5-42 с. Коллективу А. М. Исаева удалось создать двигатель С2.726 требуемой тяги на компонентах топлива ТГ-02/ АК-27И и временем работы 55 секунд. Его сухая масса была всего лишь 90 килограммов.
К началу 1960-х годов рядом ведущих институтов СССР было создано несколько моделей электрореактивных двигателей, которые надо было испытать на большой высоте в околоземном пространстве. Три знаменитых научных центра страны Центральный аэрогидродинамический институт, Центральный институт авиационного моторостроения и Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова обратились к Долгопрудненскому машиностроительному заводу с предложением изготовить ракету для испытания опытных образцов ЭРД на высотах до 400 километров.
Такая трёхступенчатая ракета 1Я2ТА была в кратчайшие сроки спроектирована в ОКБ ДМЗ и изготовлена на заводе. Испытуемый ЭРД был размещён на третьей ступени ракеты специальной ионосферной лаборатории «Янтарь». Его работу обеспечивало множество датчиков и приборов, программное автоматическое устройство, средства измерения электрических токов и статического напряжения, телеметрическая радиостанция с запоминающим устройством.
Особые трудности встретились при проектировании ионосферной лаборатории «Янтарь». Необходимо было обеспечить чистоту атмосферы непосредственно около поверхности лаборатории, так как она в полёте сильно разогревается и краска и другие материалы начинают гореть и выделять продукты горения.
Ведущим конструктором ракеты 1Я2ТА в 1962-69гг был О.Громыко. Траекторно-баллистические, аэродинамические и прочностные расчёты ракеты были выполнены Д.Рыжовым, А.Гольденбергом, Р.Соколовой, Л.Солодовниковым, Г.Рыжовой, Г.Почерниным. Конструкция лаборатории со сбрасываемыми в полёте люками была разработана группой конструкторов во главе с Е.Пинаевым. Группа в составе Ю.Облогин, В.Снесарь, А.Коломнина разработала и довела на стендовых испытаниях двигатель для отделения третьей ступени ракеты, который затем сбрасывался в полёте. Всё бортовое электрическое хозяйство было создано Е.Ширшовым и В.Берсеньевой. Предстартовая подготовка и проверка ракеты и её пуск осуществлялись отделом летных испытаний.
По результатам конструкторских работ было получено несколько авторских свидетельств об изобретениях от Госкомитета по изобретениям и открытиям СССР.
Просмотров: 2070
|