Авиация 203-й гвардейский авиационный полк
23 января 2011Оглавление:
1. 203-й гвардейский авиационный полк
2. Командиры
3. Награды
История
Великая Отечественная война
Сразу после начала Великой Отечественной войны выявился целый ряд проблем в полках дальней авиации: недостаточное прикрытие истребителями, слишком низкие высоты бомбометания, недостаточный радиус действия. Для ударов по глубокому тылу противника требовались новейшие бомбардировщики и экипажи, умеющие на них летать.
6 июля 1941 года после приказа Наркомата обороны началось формирование 412-го авиационного полка особого назначения, вооружённый новейшими бомбардировщиками ТБ-7. На базе в Монино личный состав формирующегося полка изучал теорию и проходил различные тренировки, в том числе в барокамерах, а в Казани тренировался на полётах на ТБ-7, поризводимых на местном заводе. Полк вошёл в 81-ю бомбардировочную авиадивизию.
В ряды лётчиков полка вошли специально отобранные опытные лётчики из числа лётчиков-испытателей НИИ ВВС и НИИ ГВФ, а также Полярной авиации и линейных пилотов ГВФ: Герой Советского Союза М. В. Водопьянов, Герой Советского Союза А. Д. Алексеев, Э. К. Пусэп, А. П. Штепенко, Б. А. Кубышко, М. В. Родных, Л. В. Сумцов, В. М. Обухов, С. А. Асямов.
В августе 1941 года полк сменил нумерацию и стал называться 432-й авиационный полк дальнего действия. Полк базировался на аэродроме Ковров.
8 августа авиадивизия получила приказ лично от Иосифа Сталина:
«Т-щу Водопьянову
Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.08 на 10.08 или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налёт на Берлин. При налёте кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбежки г. Кёнигсберг.
И. Сталин
8.08.41»
Бомбардировки начались 10 августа с аэродрома Пушкин в Ленинградской области. В налёте принимало участие 8 бомбардировщиков ТБ-7. Начало бомбардировок оказалось крайне неудачным. Первый же самолёт был сбит собственными истребителями и зенитной артиллерией, второй также не дошёл до цели, сев на аэродром с 11 пробоинами. У одного из самолётов отказали двигатели при взлёте, ещё один из-за схожих проблем был вынужден вернуться на базу, сбросив бомбы за 370 км от Берлина. Из четырёх самолётов всё-таки отбомбившихся по Берлину, только один вернулся на базу, два совершило вынужденные посадки, один разбился недалеко от аэродрома. Среди самолётов, совершивших вынужденную посадку, был и самолёт командира дивизии Водопьянова.
Для полка, имевшего численность в 12 бомбардировщиков, потеря в одном вылете такого количества самолётов оказалась катастрофичной. 17 августа Водопьянов был снят с должности командира 81-й дивизии, но был оставлен в части в качестве командира экипажа. В качестве основной причины неудачи вылета была названа ненадёжность дизельных моторов М-40Ф. Но 10 августа день первого боевого вылета полка приказом Министра Обороны СССР от 8 июня 1950 года был объявлен годовым праздником части.
3 декабря 1941 года полк был вновь переименован. Теперь он стал именоваться 746-й авиационный полк дальнего действия. Все выпущенные к тому времени в СССР ТБ-7 вошли в три эскадрильи полка. В документах полка сохранилось упоминание о формировании 4-й эскадрильи эскадрильи истребителе охранения, но она так и не была сформирована.
Полк базировался на Ивановском аэроузле, а в качестве промежуточной посадочной площадки использовался аэродром в Кратово. С 20 апреля 1942 года он стал основным аэродромом базирования полка вплоть до 30 мая 1944 года.
В ходе обороны Москвы и в ходе контрнаступления советских войск полк наносил вудары по коммуникациям и железнодорожным узлам в тылу противника. Бомбардировкам подвергались железнодорожные станции, штабы, скопления войск противника в районе городов Смоленск, Витебск, Орша, Вязьма, Минск, Полоцк, Брянск, Старая Русса, Спасс-Демянск, Невель. Порой самолёты полка использовались для заброса разведгрупп в тыл противника.
В мае 1942 года на базе полка был сформирован ещё один: 890-й авиаполк дальнего действия. Оба полка входили в состав 45-й авиационной дивизии дальнего действия.
Летом 1942 года полк продолжал наносить удары по крупным железнодорожным узлам: Курску, Льгову, Орлу, Брянску, по аэродромам под Харьковом, Белгородом, Смоленском, Сещой, Боровской, Дугино, Шаталово, по штабам в Харькове, Щиграх, Полтаве. Бомбились и немецкие тылы: Берлин, Варшава, Кёнигсберг
18 августа 1942 года полк был выведен из состава 3-й авиадивизии дальнего действия и подчинён непосредственно командующему дальней авиации. Средняя разовая бомбовая нагрузка полка превышала 60 тонн, поэтому, в условиях дефицита фронтовых бомбардировщиков, помимо бомбардировок глубокого тыла противника полк порой принимал участие и в важнейших фронтовых операциях: в Сталинградской битве, в Курской битве. В ходе Курской битвы полк опробовал самую мощную авиабомбу в мире: ФАБ-5000.
С конца июля 1943 г. полк переориентировался на Ленинградский фронт, где атакам подвергались позиции тяжёлой артиллерии, обстреливавшей город.
Приказом НКО от 18 сентября 1943 года полк был преобразован в 25-й гвардейский авиаполк дальнего действия.
В августе 1944 года полк приступил к освоению новых бомбардировщиков, полученных по ленд-лизу B-25 и B-24. С середины августа 1944 года полк базировался в Балбасово Витебской области. Весной 1945 года личный состав полка занимался восстановлением перегонкой севших на вынужденные посадки в Венгрии, Югославии и Польше американских бомбардировщиков B-17 и B-24. Последние авиаудары в ходе войны полк наносил по Кёнигсбергу.
Послевоенная история
Директивой Генерального штаба Красной Армии от 15 декабря 1945 г. 25-й гвардейский Орловский полк переименован в 203-й гвардейский авиаполк с сохранением всех почётных наименований.
В 1948 года в 203-й полк первыми среди частей стали поступать новейшие бомбардировщики Ту-4, причём один из экипажей полка принимало участие ещё и в заводских испытания самолёта. Начиная с того же года полк регулярно принимает участие в воздушных парадах над Красной площадью и в Тушине.
В 1954 году опять же первыми из всех авиачастей страны полк получил реактивные бомбардировщики Ту-16. В 1955 года полк перебазировался в Барановичи. В 1957 году лётчики полка приняли участие в испытаниях на предельный радиус действия Ту-16.
В 1960 году полу получил сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22. В 1965 году экипаж командира второй эскадрильи гвардии подполковника Осадчего впервые в СССР выполнил бомбометание на сверхзвуковой скорости.
В 1968 года полк испытывает ракету Х-22 и в том же году подтверждает, что полностью готов к боевому применению авиационного комплекса в составе ракетоносца Ту-22К и ракет Х-22.
В 1987 году лётчики полка впервые производят пуск ракеты на сверхзвуковой скорости.
В 1989 году четыре самолёта Ту-22 принимали участие в Афганской войне. В январе-феврале 1989 года они прикрывали действие авиации в близлежащих к Пакистану районах.
История полка в России
После распада СССР в 1994 году полк был выведен из Белоруссии на авиабазу Энгельс.
В 1995 году полк получает приказ переучиться на самолёт-заправщик Ил-78, а Ту-22 были переданы на базу разделки. Уже в параде на Поклонной горе 9 мая 1995 года принимал участие Ил-78 гвардии майора М. А. Малова.
В 2000 году полк перебазируется в Рязань на аэродром Дягилево. Он непосредственно подчиняется командующему 37-й воздушной армией и является единственным полком авиазаправщиков в авиации РФ.
В 2001 году в 60-летний юбилей создания полка был открыт музей гвардейского Орловского авиационного полка, сооружён памятник, посвящённый Героям Советского Союза, воспитанным в полку.
В 2005 году один Ил-78 полка участвовал в дозаправке в воздухе самолёта Ту-160, на котором находился Президент РФ Путин В. В. Состав экипажа: КК- гвардии майор Уродовских В. В.; летчик-инструктор- гвардии полковник Костюнин Д. Л. В том же году один Ил-78 полка принимал участие в совместных российско-китайских учениях.
В 2006 году экипаж полка принимал участие в обеспечении беспосадочного перелёта самолёта Су-30 и совместного участия в авиационном празднике «Орел победы-2006», проводившегося в городе Чжанцзяцзи.
Самолёты-заправщики Ил-78 принимали участие в воздушной части Парадов Победы на Красной площади в 2008 и 2009 годах.1 декабря 2009 года полк расформирован.
Просмотров: 3795
|